18.07.2023, 15:27

Россия смотрит Восток, Запад — старье: за экономическим кризисом наступил кинематографический

Онлайн-кинопрокаты России и США столкнулись с одной и той же проблемой — контентным голодом. В России это вызвано уходом западных киномейджоров, в США — забастовкой, которую начали сценаристы и поддержали актеры. Отсутствие репертуара отечественные стриминговые сервисы пытаются компенсировать фильмами и сериалами из Азии и Южной Америки — в США переверстывают сетку вещания и заполняют ее старыми фильмами и шоу.

Голливуд бастует, каналы ставят на повтор

Забастовка членов гильдии сценаристов США (WGA) началась в полночь 2 мая. Бастующие требуют увеличения минимального гонорара и одинаковых условий оплаты труда вне зависимости от того, где будет выходить фильм или сериал, в кинотеатрах или на стриминговых платформах. Еще сценаристы хотят, чтобы киностудии отказались от популярной практики так называемых мини-сценарных комнат. В этих комнатах, где собираются по два-три сценариста и шоураннер, определяется направление истории будущего кинопроекта. В гильдии сценаристов считают, что так работать очень сложно и настаивают на возвращении к старому формату, когда над сценарием работало сразу 7-8 авторов. Кроме этого, сценаристы считают, что альянс кино- и телепродюсеров (AMPTP) платит им слишком мало и выступают с требованиями об увеличении гонораров.

Забастовка сценаристов фактически сразу парализовала производство фильмов и шоу для телеканалов. Выпуск всех сериалов со сценариями, пишущимися прямо во время съемок, поставлены на паузу. Каналы вроде HBO, Showtime и FX вынуждены остановить съемки новинок. Так, например, начало производства нового сериала по «Гарри Поттеру» (Warner Bros. Television Studios), премьера которого планировалась на 2025 год, отложено на неопределенный период.

Стриминговые платформы пока страдают меньше. Работа с их контентом начинается, когда сценарий готов. Для большинства премьер 2023 года от Netflix, Disney+ и других стриминговых сервисов сценарии уже написаны. Но производство контента для 2024 года тоже остановлено.

Шоком от забастовки Гильдии сценаристов США решили воспользоваться актеры. Гильдия киноактеров США (SAG-AFTRA) начала свою акцию в полночь 13 июля. Забастовке предшествовали закончившиеся безрезультатно двухнедельные переговоры с тем же альянсом кино- и телепродюсеров. Основные требования актеров также финансовые. Гильдия требует повышение заработной платы и отчисления от показов на стриминговых платформах. Еще одно требование актеров — ограничение использования искусственного интеллекта в кинопроизводстве. Бастующие обоснованно боятся, что актеры массовки могут быть с легкостью дорисованы в нужных сценах с помощью ИИ-технологий.

В истории Голливуда одновременная забастовка этих двух гильдий происходит во второй раз. Впервые их совместная акция прошла более шестидесяти лет назад, в 1960 году. Интересно, что тогда кресло президента гильдии киноактеров занимал Рональд Рейган — будущий президент США.

Двойной удар по кинопроизводству вызвал его коллапс. После выхода на забастовку актеров были остановлены съемки даже тех фильмов, сценарии для которых были готовы. Так, киностудии перенесли производство фильмов по комиксам Marvel о человеке-пауке, Капитане Америке, борце с вампирами Блэйде и команде Мстителей. Такая же участь постигла и сиквел «Гладиатора» от режиссера Ридли Скотта. В отличие от акции сценаристов, забастовка актеров немедленно сказалась и на стриминговых сервисах. Так, Netflix вынужден отложить премьеру финального сезона культового сериала «Очень странные дела» и продолжение истории «Уэнсдей», Paramount+ — вторую часть «Короля Талсы» и «1923», Amazon Prime — «Цитадель» и т.д.

Чтобы заткнуть дыры в контенте, телеканалы начинают импортировать фильмы и сериалы из всех доступных источников. Так, CBS вынуждена переверстывать осеннюю телепрограмму, опубликованную еще в мае. Телеканал покажет ряд шоу из экосистемы Paramount. Зачастую не новых. Вечером 23 июля зрителям вновь, с первой серии, начнут показывать сериал «Йеллоустоун», премьера которого состоялась в 2018 году. Также в эфирную сетку поставили игровой сериал SEAL Team («Морские котики») и документальный «FBI True». Все они раньше были доступны только на стриминговой платформе Paramount+. Телеканал ABC в августе выпустит в эфир сериал «Ms. Marvel». Правда, произойдет это только после его премьеры на платформе Disney+.

Любопытно, что забастовка сценаристов и актеров может оказаться неожиданно выгодной для крупнейших игроков Голливуда. Кинопроизводители вроде Disney, Warner Bros. Discovery и Paramount Global и другие участники изматывающей гонки за зрителем смогут в краткосрочной перспективе сократить свои расходы и этим компенсировать убытки, которые терпят большинство из них.

Российское кино оставили на осень

В России брешь в летнем контенте онлайн-кинотеатров пробили ушедшие из страны западные киномейджоры и отечественные кинопроизводители, отложившие премьеры на осень. Недостаток контента стримеры стараются компенсировать, предлагая зрителям фильмы и сериалы из Азии. Однако достигнуть положительного результата платформам не удалось. Летом зрительский интерес к сериалам угас, а азиатская кинопродукция не смогла восполнить отток аудитории.

Количество просмотров азиатских тайтлов (фильмов и сериалов) выросло во втором квартале год к году. Об этом «Коммерсанту» сообщили представители стриминговых платформ.

По информации Kion, зрители стали смотреть южноамериканские и азиатские тайтлы на 46% чаще, японские — на 41%, корейский — на 19%. При этом рекордно вырос интерес пользователей платформы к китайской кинопродукции: ее востребованность среди зрителей выросла на 450%.

В Okko конкретных цифр изданию не сообщили, при этом отметив прирост интереса к корейским сериалам, который совпал с удвоением их количества на платформе.

В Wink рассказали о росте рейтингов южнокорейского и турецкого контента. И отдельно подчеркнули всплеск интереса к латиноамериканским тайтлам. Представители платформы связали это с премьерой новой версии сериала «Богатые тоже плачут», который с апреля по май входил в топ-20 самых просматриваемых на сервисе. Эта новинка вызвала ностальгический интерес к старым сериалам из Латинской Америки: из стали пересматривать чаще.

«В 2023 году интерес россиян к сериалам рос прежде всего за счет отечественных премьер. Если в течение месяца не выходит заметная новинка или новый сезон любимого проекта, „Индекс“ показывает снижение», — рассказали в «Индексе Кинопоиск Pro».

Премьеры отечественных сериалов их производители запланировали на осень, когда зрители вернуться из отпусков. В прошлые годы пустующую нишу летнего репертуара платформ заполняли иностранные новинки от международных мейджоров. Сейчас их нет, а компенсировать спад за счет альтернативного азиатского контента не удалось. Итогом стало июньское падение интереса россиян к сериальному жанру на 8%, утверждают в «Индексе».

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
23.04.2024
Платное — не значит без рекламы: по данным J’son & Partners, структура доходов неэфирного ТВ меняется

Каждый четвертый неэфирный канал не только берет со своих зрителей абонентскую плату, но еще и показывает им рекламу. В 2023 году объем рекламного рынка на тематических телеканалах вырос на 38% до 13 млрд рублей, в последующие пять лет среднегодовое увеличение выручки составит 12%. Такие цифры приводит в новом отчете консалтинговая компания J’son & Partners. Хотя на абонентские платежи приходятся основная выручка неэфирного ТВ — 129,4 млрд рублей в 2023 году, — доходы от них растут гораздо медленнее, всего на 3,8% в прошлом году и на 4,3% в 2025-м. В J’son & Partners прогнозируют, что доля рекламной выручки в структуре доходов платного ТВ будет только расти — с 9,1% в 2023 году до 12,6% в 2028-м.

Редакция ADPASS
19.04.2024
Редакция ADPASS
12.04.2024
Все видео в одну витрину: «Витрине ТВ» хотят отдать контент цифрового ТВ, а рекламу — единому селлеру

Российские медиахолдинги предлагают радикально изменить методы доставки и монетизации цифрового ТВ-контента. В ходе обсуждения концепции развития телевещания до 2035 они предложили сделать единым приложением для распространение цифрового телеконтента «Витрину ТВ», назначенного Роскомнадзором поставщика трансляций телеканалов в интернете, а продажи таргетированной рекламы передать единой отраслевой платформе. Вещатели рассчитывают, что так они заработают дополнительно 51-54 млрд рублей. В России игроки предпринимают попытку структурной перестройки отрасли на фоне увеличения доходов видеосервисов (+11%), в то время как в США бурный рост видеосегмента уступил место стагнации (+2%).

Редакция ADPASS
03.04.2024
Видеосервисы не вышли ростом: в России их рекламные доходы увеличились на 11,7%, подсчитали в J’son & Partners

В 2023 году российские видеосервисы заработали на рекламе 36 млрд рублей – всего на 11,7% больше, чем годом ранее. Данные опубликовала консалтинговая компания J’son & Partners. Динамика почти вдвое ниже той, что зафиксировала Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР): она оценила рост сегмента видео в 20%, правда, с учетом ТВ-рекламы и всех размещений видео в рунете. Хотя подписка обеспечивает видеоресурсам 66,7% дохода, а реклама приносит только треть денег, в ближайшие годы доля рекламных поступлений в структуре выручки будет увеличиваться. В J’son & Partners также оценили доходы пиратских кинотеатров от рекламы – 3,36 млрд рублей (+11%), и впервые посчитали, сколько российские блогеры зарабатывают на рекламных интеграциях – 6,35 млрд рублей.

Как создать полезный гид
для предпринимателей?