Рабочая группа АКАР по совершенствованию методов оценки рекламного рынка была создана в июле 2023 года. В нее вошли два десятка экспертов, представляющих крупнейших игроков рынка (рекламные холдинги, селлеры, площадки, индустриальные организации), рассказал ADPASS координатор группы Сергей Веселов. Имеющаяся система оценки не устраивает рекламную индустрию, так как в недостаточной степени учитывает критические изменения, произошедшие на рынке за последние пять-семь лет, заявил он ADPASS.
«Слишком сильно за последнее время изменился состав рекламодателей, медиаагентств, площадок, применяемых технологий, рекламируемых категорий товаров и услуг, — сказал эксперт. — В последние годы индустрия столкнулась с тремя вызовами — резкой цифровизацией общества, экономики и рекламной индустрии, пандемией и кризисом 2022 года».
«Рынок поменялся радикально, а мы продолжаем его оценивать так, как будто ничего не произошло», — говорится в презентации, подготовленной для первого заседания группы в конце июля. Проблемы с оценкой объемов рекламы в России возникли на фоне самых серьезных изменений в отрасли в том числе и «под влиянием внеэкономических факторов». Среди таких факторов помимо перечисленных выше названы усиление роли государства в экономике и сознательное ограничение объемов информации на рынке, вызванное различными причинами. В некоторых случаях отдельные игроки пытаются использовать сложившуюся ситуацию в своих интересах, отметили в группе.
Перед рабочей группой стоит задача обновить и усовершенствовать систему сбора и оценки объемов рекламного рынка.
К состоявшемуся вчера второму заседанию представители полутора десятков крупнейших участников рынка представили свои предложения по совершенствованию методики. «Мы предполагаем, что они позволят сформировать понятную конструкцию оценки объемов рынка с учетом мнений и позиций его основных субъектов, а также систему верификации данных», — заявил ADPASS Сергей Веселов. Когда основные позиции будут согласованы, группа планирует привлечь к работе другие индустриальные организации — Ассоциация развития интерактивной рекламы (АРИР), Российская ассоциация маркетинговых услуг, Союз предприятий печатной индустрии и другие организации.
Оценить рекламный рынок в 2023 году АКАР рассчитывает уже по новой схеме. При этом эксперты предполагают, что найдут форматы, которые позволили бы проводить сопоставительный анализ с предыдущими периодами.
«Какие-то нововведения, возможно, появятся до конца года, а по итогам 2023 года мы рассчитываем провести полноценный переход на новый формат, — уточнил Сергей Веселов. — Комиссия экспертов АКАР продолжает работать в штатном режиме, сейчас идет отработка различных методик оценки и верификации данных».
Публичные споры вокруг оценки объема российского рекламного рынка не утихали с осени 2021 года. Тогда достоянием общественности стали разногласия между экспертами АКАР и АРИР, которые после выхода пересмотренных данных по рынку видеорекламы за 2020 год обвинили друг друга в некорректности методик. Следующим значимым проявлением проблемы с оценкой объемов рынка стала публикация АКАР итоговых данных по 2022 году: впервые в истории российской рекламы эксперты ассоциации не стали давать свою оценку сегмента телерекламы. Ежеквартальные оценки объема рынка от АКАР на протяжении всего 2022 года вызывали вопросы у крупнейших рекламных групп.
Вслед за экспертами АКАР взбудоражить рекламный рынок решили и в АРИР. Ассоциация заявила, что сегмент интернет-рекламы в 2022 году вырос на 25% по сравнению с предыдущим годом — до 520 млрд рублей. Причиной такого роста стали изменения в методологии. АРИР пересмотрела подход к оценке ряда существующих сегментов и ввела ряд новых, разделив каналы продвижения на традиционные и инновационные. Согласно консервативной оценке экспертов АКАР, включающей только традиционные форматы, объем интернет-рекламы в 2022 году составил 324,9 млрд рублей (-2%). В рекламных группах говорили о падении сегмента в 2022-м в интервале от 2% до 30%.