Проект «закона о маркетплейсах», поступивший в Госдуму в начале апреля и предполагающий жесткое регулирование интернет-агрегаторов, был встречен главными игроками рынка в штыки. Сначала им не понравилось, что законопроект разрабатывался без их участия. Теперь, ознакомившись с текстом документа, e-com собрал свои замечания и изложил их в письмах, направленных главам Госдумы и Совета федерации от имени отраслевых ассоциаций. Большинство предложенных норм категорически не устраивает бизнесменов. Например, они выступают против ограничения комиссии маркетплейсов и запрета взимания с покупателей платы за возврат товар. Если учесть все e-com-пожелания, то закон можно и не принимать.
Avito не пролезает между поправками
Депутаты фракции «Новые люди» предлагают ослабить запреты в законопроекте об ограничении участия иностранцев в классифайдах. Разработанные ими поправки выводят из-под регулирования доски электронных объявлений, в которых иностранные акционеры владеют акциями, но не имеют операционного контроля, и акции которых торгуются на Московской бирже. Инициатива «Новых людей» защитит классифайды «Яндекса», «Циан» и HeadHunter, но не поможет Avito, которым владеет нидерландская компания. В том или ином виде законопроект по-прежнему может влиять на сделку по продаже Avito, главным претендентом на покупку которого считается VK.
Законопроект о регулировании работы сервисов онлайн-объявлений в начале лета представил в Госдуму зампред Госдумы по информполитике Антон Горелкин («Единая Россия»). Его поправки к закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предлагают ограничить владение иностранцев в российских классифайдах долей в 20% и предписывают владельцам таких сервисов наладить интеграцию с единой системой идентификации и аутентификации и порталом госуслуг. Законопроект был принят в первом чтении на внеочередном заседании Госдумы 5 июля.
На заседании Центра законодательных инициатив (ЦЗИ) при уполномоченном по защите прав предпринимателей при правительстве Москвы Татьяне Минеевой в конце августа депутаты фракции «Новые люди» призвали смягчить законопроект, выяснили «Ведомости». Предложение «скорректировать применение ограничений на иностранное владение для сервисов размещения объявлений таким образом, чтобы предметом регулирования был управленческий контроль, а не финансовое владение» внесли заместитель руководителя фракции «Новые люди» Владислав Даванков, зампред комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Госдумы Олег Леонов, член комитета парламента по промышленности и торговле Владимир Плякин и член комитета Госдумы по экологии Георгий Арапов, следует из протокола заседания.
Законодатели предлагают вывести из-под действия законопроекта об ограничении иностранного владения классифайды, которые соответствуют хотя бы одному из двух критериев: если граждане России составляют большинство в совете директоров сервиса и его акции торгуются на Московской бирже, либо если компания-владелец электронной доски объявлений находится под контролем другой компании, акционером которой, в свою очередь, является «международный общественно полезный фонд». Деятельность подобных фондов регламентируется статьями закона «О международных компаниях и международных фондах». Депутаты также предлагают не распространять норму об ограничении иностранного владения на «небольшие классифайды», «аудитория которых составляет менее 10 млн пользователей в сутки».
В предложенных Антоном Горелкиным поправках говорится о пороге посещаемости в 10 млн пользователей в месяц.
Поправки, предложенные фракцией «Новые люди», в начале августа были направлены в профильный комитет Госдумы по информтехнологиям. В ближайшее время обновленную версию поправок планируется направить в аппарат комитета.
Главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян считает, что предложенные поправки выведут из-под регулирования классифайды «Яндекса» (вроде «Яндекс.Недвижимости»), HeadHunter и «Циан», так как российские граждане составляют большинство в их советах директоров и акции сервисов торгуются на Мосбирже. Под ограничениями останется «Авито»: классифайдом все еще владеет нидерландский конгломерат Prosus (европейское подразделение южноафриканской медиагруппы Naspers) и его акции не торгуются в России. Но аналитик замечает, что «эта компания может создать международный фонд и таким образом выполнить требования законопроекта».
Принятый в том или ином виде законопроект может повлиять на сделку по продаже Avito. 25 марта Prosus начал процесс отделения Avito от их группы OLX, куда классифайд входил с 2013 года (OLX объединяла платформы онлайн-объявлений Avito, OLX и Slando). После завершения этого операционного разделения 20 мая нидерландский конгломерат объявил о решении выйти из российского бизнеса: «Мы начали поиск подходящего покупателя для наших акций Avito». Главным претендентом на сервис онлайн-объявлений считается VK, но, по информации источников издания The Bell, Prosus «всеми силами пытается найти другого, более далекого от государства покупателя». Собеседники издания на рынке связывают законопроект Горелкина с лоббистской активностью VK.
«Довольно-таки неоднозначными» считает предложенные «Новыми людьми» поправки партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Станислав Данилов. У юриста создалось впечатление, что «они призваны защитить конкретных игроков рынка, а не усовершенствовать или изменить общее законодательство».
Татьяна Минеева, участвовавшая в заседании ЦЗИ, считает, что законопроект Горелкина в целом «создает новые административные барьеры для IT-бизнеса, являющегося для Москвы одной из наиболее важных стратегических отраслей экономики». По ее мнению, законодательная инициатива должна быть скорректирована «с целью минимизации возможного негативного влияния на IT-отрасль».
Другую угрозу для бизнеса всех сервисов объявлений представляет скандальный законопроект о едином операторе цифровой наружной рекламы и классифайдов, принятый в первом чтении 15 июля. Поправки в закон «О рекламе» депутат-единоросса Артема Кирьянова предлагают установить особый режим распространения цифровой наружной рекламы и размещения электронных объявлений физических лиц. Чтобы снизить риск передачи недостоверной информации, законопроектом предусматривается создание единого оператора, который будет контролировать всю цифровую рекламу и онлайн-объявления. Для этого единый оператор должен создать специальный сайт, и физлица смогут публиковать объявления только на нем. Фактически это лишает бизнеса все остальные классифайды.
Лучшее в блогах
Вам понравится
Ни один из инструментов обеспечения прозрачности рекламы, разработанных 11 крупнейшими технологическими компаниями мира в соответствии с требованиями законодательства ЕС, не работает с нужной эффективностью. Это оставляет возможность для распространения дезинформации и манипулирования общественным мнением, считают авторы исследования, подготовленного совместно Mozilla (разработчик браузера Firefox) и финской компанией CheckFirst. Хуже всего справилась с задачей соцсеть Илона Маска X, но инструменты остальных платформ оказались немногим лучше.
В минувшую пятницу 12 апреля гиперссылки на новостные сайты исчезли из поисковой выдачи Google у некоторых жителей штата Калифорния. Таким способом технологический гигант пригрозил законодателям штата, которые рассматривают закон, обязывающий Google платить медиакомпаниям за ссылки на контент. Местные депутаты хотят обложить интернет-платформы ежеквартальной «платой за использование» материалов, созданных журналистами. Аналогичную инициативу рассматривают в США и на федеральном уровне. Похожие законы уже приняты в Австралии и Канаде, а в Бразилии, Индонезии и Швейцарии находятся в стадии обсуждения. В случае их принятия размер возможных компенсаций для Meta* оценивается в $1,9 млрд в год, а для Google – $10-12 млрд.
Роскомнадзор уже в этом году начнет анализировать тексты российских сайтов и вести Единый реестр запрещенной информации с помощью искусственного интеллекта (ИИ). Нейросети помогут ведомству сократить сроки поиска незаконного контента, количество ошибок и персонал на обслуживание системы. В США и Европе модели с искусственным интеллектом рекомендованы к использованию для блокировки незаконного контента. Но участники рынка предупреждают, что для функционирования подобных систем необходимы большие вычислительные мощности, которыми в России пока располагают лишь «Яндекс» и, возможно, VK Group.
ПОДПИСКА
ВАШ ЗАПРОС ДОСТАВЛЕН
О блогах ADPASS: правила, рекомендации, ответы на вопросы