23.04.2024, 15:18

Маркетплейсы не хотят перемен: e-com-ассоциации выступили против чрезмерного регулирования отрасли

Проект «закона о маркетплейсах», поступивший в Госдуму в начале апреля и предполагающий жесткое регулирование интернет-агрегаторов, был встречен главными игроками рынка в штыки. Сначала им не понравилось, что законопроект разрабатывался без их участия. Теперь, ознакомившись с текстом документа, e-com собрал свои замечания и изложил их в письмах, направленных главам Госдумы и Совета федерации от имени отраслевых ассоциаций. Большинство предложенных норм категорически не устраивает бизнесменов. Например, они выступают против ограничения комиссии маркетплейсов и запрета взимания с покупателей платы за возврат товар. Если учесть все e-com-пожелания, то закон можно и не принимать.

Отраслевые союзы игроков e-com рынка просят внести коррективы в закон о маркетплейсах, находящийся на рассмотрении в Госдуме. Свои соображения Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) и Ассоциация представителей электронной торговли Сибири (АПЭТ) изложили в письмах председателю Совфеда Валентине Матвиенко и председателю Госдумы Вячеславу Володину, пишет РБК.

Что предлагают законодатели

Законопроект № 568223-8 «О государственном регулировании торговой деятельности агрегаторов информации о товарах в Российской Федерации и о внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»» поступил в Госдуму 5 марта 2023 года. Его авторы – глава комитета Совфеда по экономической политике Андрей Кутепов и глава комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев.

«В настоящее время отсутствует унифицированное правовое регулирование деятельности агрегаторов информации на товары, которое содержало бы комплекс норм, устанавливающих права и обязанности владельцев маркетплейсов, продавцов, использующих платформы маркетплейсов, владельцев пунктов выдачи заказов (ПВЗ) и иных участников соответствующих отношений», констатируют авторы законопроекта в пояснительной записке. По их мнению, сейчас маркетплейсы, «имеющих значительное положение на рынке и обладающих большой экономической властью», могут злоупотреблять возможностью одностороннего изменения условий работы, в том числе в худшую для продавцов и владельцев ПВЗ сторону, вплоть до наложения строгих санкций за любые нарушения, включая блокирования профиля селлера на платформе. Законодатели предлагают восполнить пробелы в законодательстве, которые способствуют монополизации рынка крупными игроками и ставящие в невыгодное положение селлеров и владельцев ПВЗ.

Новый закон предусматривает введение общих правил работы для всех агрегаторов, а также дополнительные для платформ, чья доля рынка превышает 20%. В частности, доминирующим маркетплейсам «могут запретить изменять условия договора услуг, ухудшать положение продавцов или владельцев пунктов выдачи заказов без уведомления за 30 дней». Помимо регулирования работы маркетплейсов законопроект очерчивает права и обязанности продавцов, сотрудничающих с агрегаторами, а также ПВЗ. Также предложено ограничить комиссию маркетплейсов. Законодатели предложили планку 10% от стоимости товара. Кроме того, агрегаторам будет отказано в праве требования от потребителей «компенсационных и иных платежей в связи с возвратом покупателем товара». Еще одним аспектом «закона о маркетплейсах» должно стать требование к обеспечению антитеррористической защищенности инфраструктуры интернет-платформ и правил их коммуникации по этим вопросам с госорганами. В рамках законопроекта предлагается распространить нормы торговых сетей на маркетплейсы, реализующие продукты питания.

Ответственность за нарушение новых норм в законе не прописана. Судя по тому, что авторы законопроекта говорят о необходимости внесения изменений в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), речь идет о штрафах. Разработчики предлагают, чтобы закон вступил в силу 1 марта 2025 года.

Что не понравилось в законопроекте бизнесу

Плата за возврат

Запрет взимания с потребителей платы за возврат товара «может стать инструментом недобросовестной конкуренции», считают в ассоциация и объясняют, что сейчас сложилась негативная практика, когда продавцы заказывают на площадках как потребители товары с доставкой в отдаленные регионы, «чтобы у реальных потребителей не было возможности заказать данный товар у конкурента». «При этом доставка каждой единицы товара имеет определенную стоимость, которая должна быть кем-то оплачена: продавцом, маркетплейсом или потребителем», – говорится в документе.

Ограничение комиссии маркетплейсов

«Данное требование заведомо нереализуемо и противоречит базовым принципам гражданского законодательства о свободе договора и свободе предпринимательской деятельности», – уверены в отраслевых союзах. Авторы письма ссылаются на то, что стоимость услуг по хранению, сортировке, магистральным перевозкам и доставке конечному покупателю для маркетплейсов, как правило, составляет более 15% от цены товара, а в случае доставки заказа в Сибирь или на Дальний Восток может превысить 50%. Одновременно в ассоциациях отметили, что решение о работе с маркетплейсами продавцы принимают самостоятельно, добавив, что с 2020 года число продавцов на маркетплейсах выросло в десять раз, что, по их мнению, свидетельствует о привлекательности работы с площадками для селлеров.

Запрет на проведения скидочных акций без согласия продавцов

По мнению ассоциаций, этот запрет «приведет к определенному росту цен на товары, т.к. сегодня маркетплейсы за свой счет периодически устанавливают скидки на определенные категории» для стимулирования спроса на них. Также авторы письма считают, что распространение запрета только на маркетплейсы, занимающие «значимое положение», «создаст неравные условия конкуренции между агрегаторами, часть из которых сможет применять скидки на товары, а часть — нет».

Антитеррористическая защищенность инфраструктуры маркетплейсов

«Реализация требований приведет к существенным затратам маркетплейсов и, как следствие, росту цен на их услуги для предпринимателей — и в конечном счете к росту цен на товары», говорится в письме. По подсчетам авторов документа, закупка и монтаж интроскопов на каждом из объектов инфраструктуры маркетплейсов (без учета ПВЗ) потребует огромных затрат, исчисляемых миллиардами рублей. «Досмотр каждого отправления многократно снизит скорость доставки заказов», ­– отмечают в ассоциациях.

Единые нормы при продаже продуктов питания для торговых сетей и маркетплейсов

В качестве контраргумента, отраслевые союзы приводят статистику, по которой сейчас на эту категорию на маркетплейсах приходится «мизерная» доля, например, Ozon и Wildberries занимают около 0,5% рынка продуктового ритейла России. Также в письме подчеркивается значимость этого канала реализации продовольственных товаров для мелких отечественных производителей и фермеров, которым практически невозможно зайти в торговые сети в силу малых объемов производства.

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
25.04.2024
Редакция ADPASS
12.04.2024
Все видео в одну витрину: «Витрине ТВ» хотят отдать контент цифрового ТВ, а рекламу — единому селлеру

Российские медиахолдинги предлагают радикально изменить методы доставки и монетизации цифрового ТВ-контента. В ходе обсуждения концепции развития телевещания до 2035 они предложили сделать единым приложением для распространение цифрового телеконтента «Витрину ТВ», назначенного Роскомнадзором поставщика трансляций телеканалов в интернете, а продажи таргетированной рекламы передать единой отраслевой платформе. Вещатели рассчитывают, что так они заработают дополнительно 51-54 млрд рублей. В России игроки предпринимают попытку структурной перестройки отрасли на фоне увеличения доходов видеосервисов (+11%), в то время как в США бурный рост видеосегмента уступил место стагнации (+2%).

Редакция ADPASS
10.04.2024
Редакция ADPASS
05.04.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?