15.07.2022, 22:31

Вопрос номер 18: как принимали скандальный законопроект о едином операторе цифровой наружной рекламы

Несмотря на юридическую несостоятельность, неприкрытый бизнес-интерес и жесткую критику большинства участников рекламного рынка и депутатов разных фракций, поправки в закон «О рекламе», предполагающие создание в России единого оператора цифровой наружной рекламы и классифайдов, сегодня экстренно приняли в первом чтении. Аргументация сторонников закона сводилась к защите от иностранного вмешательства и провокаций недружественных стран. Вопросы, зачем объединять в одном законопроекте цифровую наружку и «доски объявлений», согласовывался ли документ с Федеральной антимонопольной службой (ФАС), правительством и региональными властями, проводилась ли антикоррупционная оценка, остались без ответа. Эксперты надеются, что ко второму чтению, запланированному на сентябрь, в законопроект внесут поправки, которые смягчат негативные последствия принятия документа для рынка наружной рекламы. Как принимали один из самых скандальных законопроектов сезона — в материале ADPASS.

Чему посвящен законопроект о едином операторе

Поправки в закон «О рекламе» (законопроект №160605-8) внес депутат-единоросс Артем Кирьянов, заместитель председателя комитета по экономической политике. Автор законопроекта предлагает установить особый режим распространения цифровой наружной рекламы и установки цифровых рекламных конструкций, а также размещения электронных объявлений физических лиц. Для этого необходимо создать единого оператора, который будет отвечать за размещение всей цифровой наружной рекламы и объявлений частных лиц, которые публикуются не в целях осуществления предпринимательской деятельности.

Цель поправок — снизить риск передачи недостоверной информации и не допустить утрату государством оперативного контроля за ее размещением, что могло бы угрожать национальной безопасности. По мнению автора, наружная реклама на цифровых носителях, транспорте и электронные доски с частными объявлениями физлиц являются наиболее уязвимыми секторами в информационной сфере.

Кирьянов считает, что единый оператор позволит государству справиться с этими угрозами. Оператора должно будет определить правительство в течение 30 дней с момента вступления в силу нового закона. В документе говорится, что оператор или организации, которые входят в одну группу с ним, смогут на 30 лет без торгов заключать договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на государственном и муниципальном имуществе, а также пролонгировать договоры, заключенные до 1 января 2023 года.

Для управления цифровой рекламой единый оператор должен создать специальный сайт, и размещать ее можно будет только через этот сайт. То же самое касается частных объявлений — физлица смогут публиковать их только на сайте оператора, что лишит объявлений сервисы вроде «Авито» и «Юлы».

Еще до начала заседания стало понятно, что обсуждение будет напряженным. Лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов высказал сомнение, что законопроект может быть принят и объявил, что возглавляемая им партия проголосует против: «Кто-то под сурдинку, пока у нас вопросы безопасности на первом месте, хочет ввести своеобразную систему `Платон`, против которой мы в свое время голосовали, для цифровой рекламы в РФ. Все, что сейчас существует в разных компаниях, будет в одной, в монополисте, который уже ручки потирает от предвкушаемой прибыли. Представьте, что вся цифровая реклама находится в одном центре. Хакеру легче взломать один центр и по всей России на всех экранах будет. Кто это делает и для чего? Да ради получения прибыли», — резюмировал свое отношение к законопроекту Миронов.

Поправки представил их автор, зампред комитета по экономической политике, депутат от «Единой России» Артем Кирьянов. По его словам, принятия их необходимо с учетом спецоперации и угрозами, которые на сегодня присутствуют в информационном пространстве. Говоря об ограничении доли владения иностранными компаниями «досок объявлений», депутат заявил, что неизвестно, где обрабатываются данные россиян, но высказал уверенность в том, они (данные) пересекают границу. Неизвестно, «что из анализа больших данных будет … достоянием недружественных государств». По мнению Кирьянова, доски не проверяют контент объявлений на предмет соблюдения законодательства. Необходимость создания единого оператора цифровой наружной рекламы господин Кирьянов также увязал с информационной безопасностью страны.

Законодательную новеллу господина Кирьянова поддержал другой депутат-единоросс Василий Кузнецов. По его словам, комитет Госдумы по экономической политике 14 июля рассмотрел законопроект и рекомендует принять поправки в первом чтении. Правда, позже в ходе прений выяснилось, что законопроект не был заранее включен в повестку дня комиссии — о нем узнали за три часа до начала заседания. С поправками никто не успел ознакомиться, и, не рассмотрев на заседании комитета, их внесли в палату. Об этом с возмущением рассказал член комитета, депутат от КПРФ Николай Арефьев.

Интерес депутатов к предлагаемым поправкам был огромным. Задать вопросы хотел 21 депутат, но из-за временных ограничений слово предоставили лишь десяти из них. Те, кто успел, интересовались: «В чьих интересах происходит создание единого оператора цифровой наружной рекламы?»

Депутат от КПРФ Алексей Куринный заявил, что выгодоприобретателем поправок может быть крупнейший оператор наружной рекламы Russ Outdoor: «Такое ощущение, что под маркой спецоперации, под маркой суверенизации идет фактически попытка передела рекламного рынка, причем под вполне определенные компании. Под те критерии, которые прописаны, в России подходят несколько компаний. Точнее две. Одна из них — Russ Outdoor. Во всяком случае, эксперты пишут, эта компания связана в том числе и с одним из депутатов Госдумы. Поэтому хотелось бы все-таки выяснить причины, непосредственно связанные с этой монополизацией. Почему именно сейчас?»

В законопроекте Депутат Кирьянов предложил, чтобы претендующая на роль единого оператора организация или группа компаний, в которую она входит, была российским юридическим лицом и являлась «системообразующей для российской экономики, осуществляющей деятельность рекламных агентств». Помимо этого претендент должен владеть собственными цифровыми рекламными конструкциями в наружной рекламе, а также на объектах транспортной инфраструктуры в городах федерального значения, в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена и остановках общественного транспорта. Содержащееся в поправках требование подключить к единой системе размещения все цифровые рекламные конструкции в стране предполагает наличие у компании-кандидата подобного инструмента. Перечисленным в законопроекте критериям отбора единого оператора максимально соответствует группа Russ Outdoor, ранее говорили ADPASS эксперты рынка наружной рекламы. Кроме одного — российским юрлицом оператора ООО «Русс Аутдор» владеет офшор с Британских Виргинских островов Media Support Services Ltd., а головная компания группы зарегистрирована в Нидерландах.

Депутатов также интересовало:

— Почему вопросом, имеющим, по словам автора законопроекта, государственную важность, будет заниматься частная компания?

— Согласовано ли создание оператора-монополиста с ФАС?

— Зачем в один законопроект включать наружную рекламу и доски объявлений?

— Согласовывался ли закон с региональными властями?

— Почему не проводилась оценка регулирующего воздействия?

— Почему не проводилась антикоррупционная оценка?

Самый популярный вопрос депутатов с просьбой привести конкретные примеры размещения незаконной информации на наружной рекламе или «досках объявлений» был задан четыре раза. Депутат Кирьянов примеров не привел, сказав лишь, что в сегодняшней ситуации надо действовать превентивно. Но большинство вопросов автор законопроекта отвечал уклончиво, много раз упомянув иностранное вмешательство, провокации недружественных стран и организации и национальную безопасность. Автор законопроекта все же согласился, что законопроект необходимо обсуждать в дальнейшем.

К дискуссии депутатов часто подключался председатель Госдумы Вячеслав Володин. По его словам, компании из недружественных стран должны понимать, что зарабатывать деньги в России и потом выводить их за рубеж в страны, которые ведут агрессивную политику по отношению к России, больше нельзя: «Какую страну представляете? Нидерланды? Как себя ведут Нидерланды по отношению к Российской Федерации? Враждебно? Все, ребята, чемоданы закрывайте и выезжайте к себе». Спикера, видимо, никто не предупредил, что чемоданы в таком случае придется паковать и Russ Outdoor, головная компания которого называется Russ Out of Home B.V. и зарегистрирована как раз в Нидерландах. При этом Володин несколько раз подчеркнул, что автор поправок должен ко второму чтению учесть в законопроекте интересы российского бизнеса.

Несмотря на бурное обсуждение и критику, оказалось, что депутаты не так уж и против принятия законопроекта в первом чтении. Большинством голосов законопроект был принят. «За» проголосовали 266 депутатов, «против» — 95, четверо воздержались. Авторы проекта поправок в течение 30 дней внесут в него коррективы. Во втором чтении законопроект будет рассмотрен в осеннюю сессию, которая начнется в сентябре.

После заседания Госдумы Avito распространила заявление, в котором назвала последствия законопроекта «необоснованными и разрушительными». Компания заявила, что некоторые аспекты работы Avito, затронутые депутатами, не соответствуют действительности. Все технологические сервисы компании приземлены на территории России, а данные хранятся на российских серверах. При этом весной зарубежный акционер полностью передал управление компанией локальной команде топ-менеджмента, а вся прибыль компании остается в стране и идет на развитие сервисов для россиян.

Ко второму чтению законопроект может серьезно измениться. По словам Дмитрия Крючкова, члена «Деловой России» и экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Федеральной антимонопольной службе, обычно первое чтение фиксирует концепцию законопроекта. «Однако с учетом того, как депутаты сегодня обсуждали этот законопроект, можно прогнозировать, что ко второму чтению в него могут быть внесены поправки, способные изменить концепцию документа», — прогнозирует Крючков. По реакции депутатов во время обсуждения можно ожидать серьезных изменений в тексте законопроекта, согласен юрист Геннадий Поляков.

Сроки внесения поправок очень сжатые, считает он. Судя по количеству вопросов, заданных автору законопроекта, уложиться в 30 дней, в течение которых депутаты смогут вносить поправки в законопроект, будет непросто, во многом из-за низкого юридико-технического уровня проработки документа. «Если исходить из слов Володина о том, что необходимо ограничить присутствие в этом бизнесе представителей недружественных государств, в законе должны появиться нормы о раскрытии бенефициаров игроками рынка наружной рекламы и об ограничении на участие иностранцев по владении компаниями и участии в торгах по наружной рекламе», — говорит юрист.

Авторы:
Артемий Шохор
Анастасия Горшкова
Тимур Бордюг
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
19.03.2024
Редакция ADPASS
14.03.2024
Наружке одобрили пролонгацию: правительство поддержало законопроект при условии его доработки

На сайте Госдумы опубликован отзыв правительства на законопроект депутата Максима Топилина о продлении договоров в наружной рекламе на десять лет. Ведомство поддержало поправки с условием доработки ко второму чтению. По мнению правительства, нужно уточнить сроки продления договоров — в разных регионах контракты с операторами заключают и на меньшие сроки. Требует дополнительной проработки и норма об индексации платежей по договорам на размер инфляции. Кроме того, правительство не согласно продлять договоры операторам-должникам. Топилинский законопроект поддержал и автор конкурирующих поправок о 35-процентном ограничении доли для одного игрока в наружке депутат Валерий Гартунг — тоже при условии доработки ко второму чтению.

Редакция ADPASS
04.03.2024