Виртуальные магазины, интерес к которым после пандемии заметно снизился, снова в тренде. В начале июня такой магазин запустил производитель одежды, обуви и аксессуаров J.Crew, где клиенты могут посетить шесть тематических комнат и купить товары для пляжа. В мае косметический бренд Elizabeth Arden представил целый виртуальный салон, копию исторического помещения на Пятой авеню. В том же месяце компания K-beauty Laneige открыла VR-стор из пяти виртуальных залов и интерактивной лаборатории, где покупатели могут узнать об ингредиентах, используемых в её косметике.
Что такое виртуальный магазин
Виртуальные магазины — это онлайн-возможность совершения покупок, которая сочетает в себе эмуляцию посещения физических магазинов и удобство традиционной электронной коммерции. VR-стор похож на обычную компьютерную игру, действие которой происходит в магазине с расставленными на полках и витринах товарами. Люди могут ходить по торговым залам, выбирать товары, читать их описания и добавлять в свои корзины. VR-покупателям не нужны очки или шлем виртуальной реальности — весь процесс происходит в обычном браузере.
Основными поставщиками технологических решений сейчас являются компании Obsess (разработала виртуальные магазины для Dior, Armani, Mattel, Fendi и др.) и Emperia (Tommy Hilfiger, Ralph Lauren, Lacoste, Dom Perignon и др.).
Виртуальный магазин J.Crew
Виртуальный магазин J.Crew
Виртуальный магазин J.Crew
Виртуальный магазин J.Crew
Виртуальный магазин J.Crew
Ритейл возвращается в виртуальную реальность
Активные эксперименты с этим форматом продаж начались еще во время пандемии. Но как только карантин закончился, и люди вернулись в магазины, интерес ритейлеров к виртуальным магазинам начал угасать. Сейчас, на фоне замедления роста электронной коммерции, розничные продавцы снова ищут новые и относительно недорогие способы сделать онлайн-покупки более привлекательными и запоминающимися, и увеличить продажи.
Магазины играют с покупателями и следят за ними
Чтобы сделать поход в виртуальный бутик еще более увлекательным и неповторимым, бренды активно применяют геймификацию. Так, в виртуальном магазине «Элизабет Арден» есть пользователи, которые находят пять различных продуктов из керамида и получают приз. В магазине J.Crew есть товары, размещенные вокруг магазина, и люди могут побродить вокруг основного здания, найти их и, кликнув по находке, узнать о ней больше. Бренд одежды и аксессуаров для йоги Alo Yoga имеет виртуальный магазин, который позволяет людям подбирать индивидуальные наряды и просматривать видео с тренировочной платформы Alo Moves, принадлежащей компании.
Виртуальные магазины также значительно упрощают отслеживание покупательского поведения. В настоящее время ритейлеры не могут точно отслеживать поведение покупателей в офлайн-магазине. Например, какие товары они кладут в корзину, от чего отказываются, какие продукты привлекли их внимание или какие альтернативные бренды они рассматривали для покупки.
Виртуальный магазин Elizabeth Arden
Виртуальный магазин Elizabeth Arden
Виртуальный магазин Elizabeth Arden
Виртуальный магазин Elizabeth Arden
VR-стор: плюсы и минусы
По мнению, Мелиссы Минкоу, директора по стратегии розничной торговли в цифровой консалтинговой фирме CI& T, хотя открывающиеся офлайн-магазины вызывают ажиотаж в местных сообществах, их работу не всегда можно наладить, учитывая нестабильную экономическую ситуацию, рост арендных расходов и сложности с поиском работников. Виртуальный магазин может работать круглосуточно и без выходных, и его могут посещать покупатели из разных мест, добавила она.
Как и в случае с любым новым цифровым ритейл-экспериментом, его широкому распространению среди потребителей мешают привычки покупателей. У некоторых людей может не быть времени, чтобы делать покупки в виртуальном магазине, и они предпочитают удобство традиционного e-com-сайта. Кроме того, разработка визуально привлекательной виртуальной точки продаж намного сложнее, чем разработка интернет-магазина.
«У вас может быть действительно простой сайт, но у вас не может быть простого виртуального магазина, — считает Минкоу. — Если вы собираетесь сделать виртуальный магазин, он должен быть очень эстетичным. Это должно быть очень увлекательно. Он должен делать что-то отличное от того, что делает физический магазин, и сильно отличаться от сайта».