Ранее в Минцифры разработали проект новых правил оказания услуг телефонной связи (ПОУТС), который вводит понятие автоматизированных вызовов. К ним авторы отнесли вызовы, которые совершаются с применением автоматизированных средств набора абонентского номера с участием и без участия человека (автодозвон). В пунктах 172-174 проекта правил сказано об обязанности операторов связи блокировать автоматизированные вызовы. Оператор обязан делать это в двух случаях: если такие вызовы противоречат закону «О рекламе» и если они «осуществляются без договора об оказании услуг связи с оператором связи или не предусмотрены таким договором».
Отдельным пунктом разработчики ПОУТС хотят запретить так называемые регистрационные звонки с мобильных телефонов: вместо кода в sms-сообщении на телефон абонента получает вызов с номера, последние цифры которого необходимо ввести на интернет-сайте для авторизации. Сейчас проект правил выложен на портале regulation.gov.ru и находится в стадии обсуждения. Предыдущая версия ПОУТС вступила в силу в декабре 2014 года, новую редакцию Минцифры подготовило в мае 2022-го.
Однако ФАС эту версию не согласовала и в конце марта этого года подготовила отрицательное заключение на проект. В частности, антимонопольщики предложили убрать из правил разрешение на блокировку автоматизированных звонков. До этого антимонопольное ведомство активно боролось с телефонным спамом: летом 2022 ФАС и большая четверка операторов связи («МТС», «Выпелкома», «Мегафона» и «Tele2») запустили систему приема жалоб на спам-звонки — голосовые и sms.
За несколько месяцев до антимонопольщиков против запрета спам-звонков в его текущей редакции выступил Национальный совет финансового рынка (НСФР). В объединении состоят более 80 банков и финансовых организаций, в том числе «Газпромбанк», банк «Россия», «Альфа-банк», Россельхозбанк и «Райффайзенбанк». В декабре 2022-го НМФР направил в Минцифры письмо, в котором говорилось, что изменения несут риски для кредитных организаций и их клиентов. Финансисты предложили блокировать спам-звонки лишь в случае, если они противоречат закону. На практике это будет значить, что финансовые организации смогут сами решить нарушает ли звонок закон или нет.
Свою позицию в НМФР объяснили тем, что кредитные организации ежедневно взаимодействуют с клиентами, используя автоматизированные телефонные вызовы. Так, банки делают это в целом ряде случаев:
— чтобы противодействовать мошенникам и предотвращать несанкционированные списания денег;
— для подтверждения сверхлимитных операций;
— в целях возврата просроченной задолженности и уточнения или запроса дополнительных сведений при рассмотрении кредитных заявок.
Запуск автоматической блокировки спам-звонков приведет к резкому подорожанию услуг по авторизации для интернет-сервисов, считают участники этого рынка. Лишившись возможности авторизации по звонку, участникам рынка услуг по авторизации абонентов в интернете придется переключаться на более дорогую услугу с использованием SMS-кодов. По оценке игроков этого сегмента, сегодня максимальная стоимость авторизации по звонку составляет рубль на одного абонента. Цена авторизации по SMS — 3-4 рубля за сообщение одному абоненту, к которым необходимо прибавить расходы на аренду буквенного имени отправителя (эту услугу операторы связи оценивают в 4-4,5 тысячи рублей в месяц на компанию). По словам участников рынка, поскольку такие услуги востребованы у малого и среднего бизнеса, нельзя исключать, что операторы связи смогут заработать на тотальной блокировке автоматизированных звонков.