Банкротство ООО «Гугл» претендует на роль крупнейшего судебного процесса в истории российской рекламы. Как стало известно ADPASS, на сегодня конкурсный управляющий подготовил 23 иска к участникам рекламного рынка суммарно на 16 млрд рублей — это более 4% объема интернет-рекламы в 2023 году по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР). Иски поданы к крупнейшим игрокам — «Оккам», OMD OM Group, MGCom, «Родная речь», Group4Media, «Риалвеб» и другим. Истец утверждает, что они не заплатили Google за рекламу, размещенную до ухода компании из России в 2022 году. Несколько агентств частично удовлетворили требования конкурсного управляющего и уже погасили свыше 1,9 млрд рублей. Правда, при этом сами предъявили требования к ООО «Гугл», требуя выплаты агентской комиссии. ADPASS разбирался, кто, с кого и сколько рассчитывает получить в ходе банкротства российской дочки Google.
Google продолжает хромать из России: использование американского поиска и браузера Chrome снижается
Российская аудитория медленно уходящей из страны компании Google сокращается. Пользователи все чаще прибегают к поиску «Яндекса» и его браузеру. По мнению экспертов, падение интереса к сервисам американской компании связано с отказом от поддержки российских сертификатов безопасности и постепенным переходом на местное программное обеспечение.
Использование продуктов и сервисов Google в России заметно снизилось. В июле 2023 года входили в интернет через браузер Google Chrome 45% жителей страны. Это на 5,5% меньше, чем годом ранее. Одновременно упал интерес и поиску Google: в июне 2022 года на его долю приходилось 48,6% трафика, а сейчас 39%, пишут «Известия» со ссылкой на исследование аналитической компании Statcounter. Одновременно на 5%, до 25,8%, выросла доля российских пользователей в «Яндекс Браузер».
Одним из факторов, не способствующим популярности Chrome в России, стал отказ Google признать российские SSL-сертификаты, сообщающие браузеру, что сайт безопасен. Из-за этого некоторые сайты российских государственных или частных организаций, попавших под санкции и лишенных права использовать международно признанные сертификаты, не открываются. Например, Chrome сообщает о возможных проблемах при посещении сайтов Росреестра или «Сбера».
Директор Центра Solar appScreener ГК «РТК-Солар» Даниил Чернов рассказал, что в крупных компаниях следят за регулярностью обновлений Chrome, но добавил, что ему известны сотни случаев, когда атака на организации проводилась через уязвимость браузера. Обычные пользователи, как правило, забывают обновиться и выходят в интернет незащищенными, обрисовал ситуацию Чернов. Также, по словам эксперта, «в условиях сложившейся геополитической ситуации пользователей стала раздражать реклама, которую зачастую выдает Google».
В свою очередь гендиректор TelecomDaily Денис Кусков отметил тенденцию перехода компаний и пользователей на отечественные программные продукты. По его словам, пользователи делают это, не дожидаясь, когда доступ и обслуживание иностранного ПО в России прекратится полностью.
Лучшее в блогах
Вам понравится
Пользователи Apple или Google ID скоро не смогут почитать книгу на «Литресе» или поиграть на VK Play. Платформы меняют политику входа и отказываются от услуг иностранных сервисов авторизации. Изменения в правилах вызваны новыми законодательными требованиями. С 1 января 2025 года зайти в личном кабинете на российском сайте можно будет, только используя местные решения для аутентификации пользователя, например, «Госуслуги» или VK ID. На «Литрес» новые правила вступят в силу 22 апреля 2024 года, в VK конкретных сроков не назвали.
В минувшую пятницу 12 апреля гиперссылки на новостные сайты исчезли из поисковой выдачи Google у некоторых жителей штата Калифорния. Таким способом технологический гигант пригрозил законодателям штата, которые рассматривают закон, обязывающий Google платить медиакомпаниям за ссылки на контент. Местные депутаты хотят обложить интернет-платформы ежеквартальной «платой за использование» материалов, созданных журналистами. Аналогичную инициативу рассматривают в США и на федеральном уровне. Похожие законы уже приняты в Австралии и Канаде, а в Бразилии, Индонезии и Швейцарии находятся в стадии обсуждения. В случае их принятия размер возможных компенсаций для Meta* оценивается в $1,9 млрд в год, а для Google – $10-12 млрд.
Google, четверть века строивший свой ключевой бизнес на показе рекламы пользователям бесплатного интернет-поиска, задумался о корректировке модели заработка. В компании полагают, что продвинутые функции искусственного интеллекта (ИИ) в ее поисковике должны быть доступны только владельцам платной подписки – хотя бы потому, что расходуют гораздо больше ресурсов. Без ИИ, скорее всего, не удастся решить одну из главных проблем нынешних поисковых машин – засилье SEO-спама, низкокачественного контента, написанного и SEO-оптимизированного при помощи ChatGPT и аналогичных сервисов. Возможно, что вскоре избавиться от него можно будет лишь за деньги, при этом смотреть рекламу тоже придется.
ПОДПИСКА
ВАШ ЗАПРОС ДОСТАВЛЕН
О блогах ADPASS: правила, рекомендации, ответы на вопросы