17.07.2023, 09:00

На линии фрода: объем мошеннического трафика в рекламе вырос в 1,5-2 раза

Каждый шестой рекламный креатив в рунете видят только роботы или люди, никак не заинтересованные в предмете рекламной кампании. Такие цифры назвали опрошенные ADPASS независимые верификаторы мошеннического трафика (fraud) по итогам 2022 года. По их подсчетам, объем фрода вырос в 1,5-2 раза. При этом в VK настаивают, что показатели по мошенническому трафику не изменились. Рост вызван попытками игроков рынка оперативно заменить качественный рекламный инвентарь, которого они лишились с уходом из России западных интернет-компаний, считают собеседники ADPASS.

Мошенники пошли в рост

Если в позапрошлом году каждый десятый показ рекламы в рунете приходился на мошеннический трафик, то в прошлом — уже каждый шестой. По данным Weborama Russia, в 2022 году объем такого трафика вырос на 65% — до 16,8% от общего количества размещенной рекламы против 10,2% годом ранее. Это максимальный за последние пять лет показатель: шесть лет назад, в 2017-м он составлял 45%, но в 2018-м снизился до 14,7%.

Weborama основана во Франции в 1998 году. В 2012-м вышла на российский рынок. В России предоставляет услуги по верификации рекламного трафика, проводит аудит размещений, управляет платформой Weborama Audience Manager для работы с аудиторными и клиентскими данными. Выручка ее российского юрлица ООО «Интерэктив сервисез» в 2022 году составила 767,3 млн, чистая прибыль — 177,2 млн рублей.

Что такое фрод

Мошеннический трафик (invalid traffic или fraud) — фиктивная пользовательская активность, результат манипуляции с показами рекламы и их измерениями. Если такая активность не выявлена, то рекламная кампания не приносит ожидаемого результата. Выделяют искусственный трафик: визиты и просмотры страниц обеспечивает специальное программное обеспечение, роботы (боты) или скрипты (наборы команд, выполняющих конкретную задачу), которые имитируют поведение пользователя. Нерелевантный трафик — привлечение живой аудитории, никак не заинтересованной в предмете рекламной кампании.

Другая классификация мошеннического трафика: простой (general invalid traffic, GIVT) и сложный невалидный трафик (sophisticated invalid traffic, SIVT). Для GIVT характерны алгоритмы, которые легко выявить и заблокировать в силу их шаблонности. SIVT отличает применение завуалированных методик сокрытия способов накрутки трафика: программы способны с различной степенью достоверности имитировать поведение пользователя на сайте, включая даже движения мыши.

Раньше объемы простого и сложного мошеннического трафика, фиксируемые Weborama Russia, снижались. Так, количество GIVT упало с 4,3% в 2018-м до 1,7% в 2021-м, а объем SIVT — с 10,4% до 8,5% соответственно.

Независимые верификаторы не возражают

Опрошенные ADPASS участники рынка верификации трафика в целом согласны с оценкой Weborama Russia. Представитель Adriver сообщил, что средняя доля мошеннического трафика в размещении в 2022 году составила 14,8%, при этом в случае с GIVT она достигла 3,2%, а для SIVT — 11,6%.

По данным компании Adserving (ранее Sizmek Russia), уровень GIVT в 2022 году увеличился на 58% относительно 2021-го.

При этом волатильность показателей в течение года была высокой: бурный рост GIVT начался в марте-апреле, а к концу 2022 года верификатор зафиксировал «тенденцию снижения GIVT почти по всем поставщикам».

Операционный директор Adserving Дмитрий Фролов отметил, что сравнивать показатели категории SIVT некорректно, так как игроки рынка придерживаются разной методологии, в результате чего цифры «не поддаются сравнению».

Верификатор Admon дает другую оценку. Он зафиксировал рост такого трафика в некоторых каналах (видеоформаты) до 85%. При этом, по словам технического директора Admon Сергея Игнатова, в нескольких категориях, например, медийной рекламы на стационарных компьютерах (display/ desktop), наблюдалась позитивная динамика. В результате средний показатель по объему мошеннического трафика задержался на отметке 65-70%.

В пресс-службе VK, между тем, отрицают, что объем мошеннического трафика в 2022 году вырос:

Основная аудитория, которой мы показываем рекламу, — авторизованные пользователи проектов VK, в частности, соцсетей «ВКонтакте» и «Одноклассники», почтового сервиса «Почта Mail.ru». В связи с этим роста невалидного трафика в нашем инвентаре нет».

По словам представителя компании, среди внешних площадок VK также с каждым годом видит «снижение доли fraud», так как компания тщательно подходит к выбору партнеров, развивает собственные технологии на базе системы MyTracker и блокирует недобросовестный трафик.

В «Яндексе» не ответили на вопросы ADPASS.

Ассоциация развития интерактивной рекламы (АРИР) ранее представила более оптимистичную оценку объемов мошеннического трафика в рунете. По данным ассоциации, в первом полугодии 2022-го показатель составил 12,26%. Цифра была получена в ходе опроса крупных независимых верификаторов — Admon, Adriver, Adloox и Weborama Russia. При этом в ассоциации зафиксировали, что уровень fraud для баннерных форматов на мобильных устройствах составил 11,7%, на стационарных компьютерах — 11,72%. Для видеорекламы показатели достигли 10,44% и 15,18% соответственно.

Нехватка качественного инвентаря

Увеличение объема мошеннического трафика связано с недостатком рекламного инвентаря, инструментов для таргетинга и сквозной аналитики в 2022 году. Это следствие ухода крупных поставщиков с российского рынка, при этом спрос на трафик со стороны рекламодателей не снизился, объяснила Ксения Святова, руководитель направления трекинга и верификации Weborama Russia.

Среди базовых категорий (GIVT) можно выделить рост фейковых сайтов и страниц, включенных в списки небезопасных браузеров IAB. В SIVT-категориях основной рост показала метрика «вредоносное программное обеспечение» (adware), к которой часто относят тех пользователей, которые не обновляют версии браузеров.

В России некоторые браузеры не имеют автообновления, из-за чего зачастую на компьютерах остаются устаревшие версии. В Европе данную метрику относят к adware и считают, что она указывают на вероятную накрутку трафика, рассказала Ксения Святова.

Объемы мошеннического трафика начали расти весной 2022 года, говорят участники рынка. На долю зарубежных игроков приходился значительный объем размещений (участники рынка оценивали его в 30-40%. — ADPASS), рассказал представитель Adriver. «С уходом западных компаний рекламодателям стало не хватать трафика в наиболее востребованных категориях — видео и мобильных форматах, что подстегнуло злоупотребления», — считают в компании.

Помимо Google в 2022 году с рынка ушли и многие специализированные западные игроки — площадки, рекламные сети, поставщики инвентаря, верификаторы, констатировал Дмитрий Фролов из Adserving. «Возникшую нехватку инвентаря площадкам пришлось оперативно заменять на трафик от непроверенных партнеров и оптимизировать показатели уже на ходу, что стало основной причиной скачка показателей по fraud в марте-апреле и его высоким уровням на протяжении большей части 2022 года», — отметил он.

На фоне нехватки чистого трафика площадки и платформы, которые до изменений на рынке показывали «позитивную и качественную статистику», стали подмешивать fraud, констатирует Сергей Игнатов из Admon.

На показатели повлияло и исчерпание положительного эффекта от блокировки в «Яндекс Браузере» расширений, генерировавших мошеннический трафик. В начале 2021 года доля SIVT в рунете заметно снизилась после того, как «Яндекс» заблокировал в своем браузере два десятка вредоносных расширений с суммарной дневной аудиторией более 8 млн человек, вспоминает Роман Филиппов. «Но мошенники не сидят сложа руки, и к 2022 году аналогичные расширения получили распространение в других браузерах, проблема стала даже более масштабной, — отметил эксперт. — Если раньше подобные расширения становились источником мошеннического трафика в основном при алгоритмических закупках (programmatic) и размещении в рекламных сетях, то теперь речь идет и о других моделях закупок».

Открутка видео через SaveFrom.net

«Яндекс» и «Лаборатория Касперского» в декабре 2020-го сообщили, что обнаружили потенциально вредоносный код в популярных браузерных расширениях и отключили больше 20 расширений, в том числе SaveFrom.net, Frigate Light, Frigate CDN. Их суммарная аудитория на тот момент превышала 8 млн человек.

В «Яндексе» рассказали, что стали получать жалобы от пользователей, которые, открыв «Яндекс Браузер», слышали странный звук, похожий на аудиорекламу. Выяснилось, что пострадавшие устанавливали расширение для загрузки видео от сервиса SaveFrom.net, которое позволяло накручивать просмотры видео, в том числе рекламных, на различных площадках. При этом ролики воспроизводились на зараженном компьютере в беззвучном режиме на фоновой странице. Алгоритм запускался при активном использовании браузера и включал в себя зашиту от обнаружения.

Вредоносные расширения к браузерам открывают доступ к широкому спектру мошеннических схем при показе рекламы. «Они позволяют не только показывать рекламу в фоновом режиме, но и осуществлять другие виды паразитной активности, которая остается незамеченной пользователем, — отметил Роман Филиппов. — При этом определение мошеннического трафика такого типа является сложной задачей, поскольку наряду с паразитной зараженный браузер генерирует и естественную активность».

Верификаторы оседлали спрос

В Weborama Russia говорят, что в 2022 году темпы роста трафика, верифицируемого компанией, выросли в четыре раза. Ксения Святова рассказала, что если в 2021 году объемы увеличились на 20%, то в 2022-м — на 83%. По ее словам, необходимость более тщательной фильтрации страниц для рекламных размещений возникла у брендов в связи с уходом из России части международных верификаторов (DCM, Moat, IAS и DoubleVerify).

Из-за ухода глобальных верификаторов интерес к инструментам верификации вырос вместе с запросами к самим верификаторам, подтвердил Сергей Игнатов:  

Медийные агентства борются за доказательства эффективности своих размещений».

«Рост объемов мошеннического трафика результировал в увеличение операционной работы по оперативному выявлению, оптимизации и контролю показателей», — соглашается Дмитрий Фролов.

В Adriver и вовсе утверждают, что заказчики услуг изменили подход к верификации: вместо выборочного контроля или анализа результатов кампании они переходят к регулярному контролю с первого дня размещения.

Трансформировались и используемые инструменты: с 2022 года практически все заказчики требуют не отчетов, как раньше, а доступа к интерактивным информационным панелям (dashboard) с автоматическим обновлением информации.

Представитель Adriver утверждает, что только так можно «оперативно реагировать на инциденты и своевременно принимать меры, снижая издержки всех участников процесса».

Авторы:
Тимур Бордюг
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
Позавчера
«Гугл» включил поиск по должникам: его конкурсный управляющий требует с медиаагентств 16 млрд рублей

Банкротство ООО «Гугл» претендует на роль крупнейшего судебного процесса в истории российской рекламы. Как стало известно ADPASS, на сегодня конкурсный управляющий подготовил 23 иска к участникам рекламного рынка суммарно на 16 млрд рублей — это более 4% объема интернет-рекламы в 2023 году по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР). Иски поданы к крупнейшим игрокам — «Оккам», OMD OM Group, MGCom, «Родная речь», Group4Media, «Риалвеб» и другим. Истец утверждает, что они не заплатили Google за рекламу, размещенную до ухода компании из России в 2022 году. Несколько агентств частично удовлетворили требования конкурсного управляющего и уже погасили свыше 1,9 млрд рублей. Правда, при этом сами предъявили требования к ООО «Гугл», требуя выплаты агентской комиссии. ADPASS разбирался, кто, с кого и сколько рассчитывает получить в ходе банкротства российской дочки Google.

Редакция ADPASS
12.04.2024
Редакция ADPASS
10.04.2024
Редакция ADPASS
10.04.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?