04.07.2022, 10:31

У закона «О рекламе» снова появился ярославский акцент

Эпопея с поправками Ярославской областной думы в закон «О рекламе», отклоненными Советом федерации и принятыми в смягченной версии, получила неожиданное продолжение. Председатель думского комитета по защите конкуренции Валерий Гартунг предложил вернуть в закон «О рекламе» исходные положения из ярославского законопроекта, которые исключили по просьбе сенаторов: депутат считает, что с вступлением в силу смягченного законопроекта права собственников земельных участков, зданий и иного недвижимого имущества «ущемлены и не защищены».

Первоначальная версия ярославского законопроекта предлагала расширить список оснований для отказа или аннулирования разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Раньше договор с собственником недвижимого имущества требовался только от операторов, которые получили разрешения на рекламоносители, установленные на государственном и муниципальном имуществе. Исходная версия поправок распространяла данное требование и на договоры с частными собственниками. Норма необходима, чтобы защитить права собственников многоквартирных домов от незаконной установки рекламы, говорил «Ведомостям» автор законопроекта, директор департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области Леонид Золотов.16 декабря Госдума приняла поправки в третьем чтении.

Закон должен был начать действовать 1 марта 2022 года, но 24 декабря Совет федерации его не утвердил. Сенаторы заявили, что нужно уточнить сроки действия ранее выданных разрешений на рекламоносители. В апреле Дума проголосовала за смягченную версию документа: в ней сохранили список оснований для отказа или аннулирования разрешений на рекламоносители, выданные без договора с владельцем, но сократили перечень тех, кто вправе требовать аннуляции во внесудебном порядке. В результате с мая без суда аннулировать разрешение могут только собственники многоквартирных домов.

Теперь права собственников земельных участков, зданий и иного недвижимого имущества «ущемлены и не защищены», сказано в пояснительной записке к законопроекту депутата от «Справедливой России» Гартунга. Поправки появились в системе обеспечения законодательной деятельности Госдумы 1 июня. Речь идет о правах государственных, муниципальных и частных собственников на защиту своего имущества, на котором без их согласия и законных оснований установили рекламные конструкции. Если рекламу установили и эксплуатируют без разрешения, ее можно демонтировать по предписанию органа местного самоуправления муниципального района или городского округа. Но после того, как Дума приняла смягченную версию ярославского законопроекта, в законе «О рекламе» больше нет исчерпывающего перечня оснований для отказа и аннуляции разрешений на установку и эксплуатацию конструкций, которые выдан тем, кто в законопроекте Гартунга назван «неправомочными лицами».

Депутат предложил наделить всех собственников недвижимого имущества, вне зависимости от вида имущества и формы собственности на него, правом во внесудебном порядке аннулировать неправомерно полученные разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

Комитет по защите конкуренции, который возглавляет Гартунг, — непрофильный для законопроектов, посвященных рекламе. Однако депутат был членом согласительной комиссии по доработке ярославского законопроекта. Помимо него в эту комиссию входили депутаты и сенаторы под председательством Александра Пронюшкина, сенатора от Владимирской области, и Максима Топилина, председателя думского комитета по экономполитике. На вопросах регулирования рекламного рынка специализируются именно комитет Топилина, а также комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи.

Поправки Гартунга по сути возвращают в закон «О рекламе» нормы ярославского законопроекта, прошедшего третье чтение в Думе, но затем по непонятным причинам урезанного сенаторами и депутатами в рамках согласительной комиссии, считает Николай Нечуй-Ветер, адвокат Межреспубликанской коллегии адвокатов. В этом видится разумный подход и попытка законодательного закрепления ранее предложенных положений законопроекта ярославской Думы, которые затем были «скорректированы», соглашается Оксана Павлухина, руководитель группы практики антимонопольного регулирования адвокатского бюро Art de lex.

Ранее эксперты отмечали, что Дума законсервирует ситуацию с неправомерно выданными разрешениями на наружную рекламу, если примет ярославский законопроект в редакции согласительной комиссии. Собственники не вполне законных рекламных конструкций будут настаивать на применении новых норм исключительно к многоквартирным домам, а владельцы земельных участков продолжат годами судиться с ними, говорил ADPASS Дмитрий Крючков, член «Деловой России» и экспертного совета по рекламе Федеральной антимонопольной службы. В пример Крючков приводил длившийся два года (с 2015-го по 2017-й) судебный процесс Росавтодора против администрации Красногорского района Московской области. Агентство оспаривало установку более 60 конструкций в полосе отвода трассы «Балтия» (принадлежит Росавтодору), которые местные чиновники продали на торгах операторам наружной рекламы.

По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), В прошлом году рынок наружной рекламы вырос на 40% и составил 45 млрд рублей. Сервис All-Billboards за тот же период оценил выручку всех операторов, в том числе от медиазакупок, производства и услуг, не связанных c наружной рекламой, в 60 млрд рублей (+50%).

Авторы:
Тимур Бордюг
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
10.04.2024
Редакция ADPASS
09.04.2024
Наружная реклама заработает на перспективу: группа Russ рассказала о 30-процентном росте рынка в 2024 году

В день принятия Госдумой во втором-третьем чтениях закона о десятилетней пролонгации договоров в наружке, группа Russ, крупнейший в России отраслевой оператор, собрала конференцию, чтобы рассказать о перспективах роста рынка. Участники рынка узнали, что в 2024 году индустрия увеличится на 30%, а доля цифровых носителей достигнет 68%. Затем они принялись обсуждать рост цен, «Сбербанк» и «Альфа-банк» поспорили, кого считать монополистом. Маркетологи разбирали преимущества десятисекундных роликов для цифровых щитов перед пятисекундными и отличия новой школы медиапланирования от классической, а Никита Пипко из группы «Игроник» ответил на вопрос, почему границы наружной рекламы нигде не заканчиваются.

Как создать полезный гид
для предпринимателей?