06.05.2022, 14:47

Наружная реклама излечилась от пандемии: в 2021 году она выросла на 50%

В 2021 году рынок наружной рекламы вырос на 50% и превысил 60 млрд рублей, подсчитал сервис бронирования наружной рекламы All-Billboards. Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) ранее зафиксировала 40-процентный рост сегмента и оценила объем этого рынка в 45 млрд рублей. По данным All-Billboards, лидеры рынка — Russ Outdoor и Gallery — получили рекордную прибыль за всю историю, а специализирующаяся на крупноформатной наружной рекламе Maer Group взлетела на третье место с девятого.

₽60,3 млрд

суммарная выручка российских операторов наружной рекламы в 2021 году


По данным All-Billboards

55,4%

рынка наружной рекламы приходится на операторов из топ-10

77%

операторов увеличили выручку по итогам 2021 года

Суммарная выручка российских OOH-операторов без учета НДС по итогам 2021 года составила 60,3 млрд рублей, следует из данных рейтинга сервиса онлайн-бронирования наружной рекламы All-Billboards.

В марте Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) сообщила, что по итогам года объем OOH-рекламы, включая наружную, транзитную, indoor-рекламу и рекламу в кинотеатрах, составил 45 млрд рублей, увеличившись на 40% относительно 2020 года. Таким образом, объем OOH-рынка по данным All-Billboards, как минимум на 10% превышает оценку АКАР. При этом, по данным АКАР, сегмент OOH стал самым быстрорастущим, почти вдвое опередив темпы роста рынка.

Расхождения с оценкой АКАР в All-billboards объясняют разницей в источниках данных, на которые опираются сервис и ассоциация. АКАР дает экспертную оценку, исходя из данных мониторинга исследовательской компании Admetrix, а All-Billboards — опираясь на бухгалтерскую отчетность операторов, заявил ADPASS Андрей Байдужий, основатель сервиса. В этом году All-billboards проанализировали отчетность 587 юридических лиц 262 операторов наружной, транзитной и indoor-рекламы, а так же продавца рекламы в кинотеатрах компании Сinema360.

Maer Group и «Игроник» приблизились к лидерам

Лидирующие позиции занимают группы Russ Outdoor и Gallery, которые в прошлом году отчитались о рекордных прибылях. Чистая прибыль Russ Outdoor, Russ Airport Media и Advance Group/Russ Indoor, составила 2,76 млрд рублей. Входящие в группу Gallery операторы Gallery и «Вестдиа Медиа» получили прибыль в размере 468,2 млрд рублей. Обе группы сумели восстановиться после значительных убытков, полученных в пандемийном 2020-м: тогда группа Russ Outdoor отчиталась об убытке 2,77 млрд рублей, а убыток группы Gallery составил 891,5 млн рублей.

По сравнению с результатами прошлогоднего рейтинга, топ-5 лидеров изменился. Занимавший третье место «Постер» опустился на пятую позицию, попав с список наиболее убыточных операторов с чистым убытком 48,6 млн рублей. На третье место с девятого поднялся Maer Group — один из специализированных операторов медиафасадов, за год увеличивший выручку в 3,5 раза. Четвертое место занял московский оператор «Игроник», поднявшийся с двенадцатой позиции.

МестоОператорВыручка в 2021, млн руб.Выручка в 2020, млн руб.Динамика выручкиПрибыль в 2021, млн руб.Прибыль в 2020, млн руб.
1Группа Russ Outdoor15 717,610 039,8+57%2755,0-2766,3
Russ Outdoor15 330,49 310,9+65%2700,5-2736,2
Russ Airport Media311,5253,2+23%46,623,4
Advance Group/Russ Indoor75,8475,7-84%7,9-53,5
2Группа Gallery4 676,52 716,4+72%468,2-891,5
Gallery4 446,62 594,8+71%463,9-828,6
Вестдиа Медиа229,9121,6+89%4,3-62,9
3Maer Group2 457,1703,3+249%168,925,9
4Игроник***2 148,6566,6+279%178,466,8
5Постер***1 773,91 362,3+30%-48,6-117,6
6Восток-медиа*1 703,6975,0+77%297,788,8
7Indoor Russia***1 703,6982,7+73%70,551,2
8LBL1 674,21 112,1+51%44,836,0
9РИМ Медиа***1 572,7879,9+79%185,9-46,2
10Дизайн Мастер*1 154,8846,5+36%164,5-74,5


*Выручка оператора может быть недооценена из-за наличия в его структуре ИП

***В выручке оператора высока доля доходов от медиабаинга или иной деятельности

All-Billboards отмечают тенденцию к консолидации рынка. Если в 2020-м на операторов из первой десятки приходилось 48,3% от общего объема рынка, то в прошлом году этот показатель вырос до 55,4%. Авторы исследования отмечают, что в этом году доля Russ Outdoor может увеличиться благодаря приобретению контроля над рекламным партнером столичного метрополитена, развертыванию продаж на остановках «Мосгортранса» и инвентарю ряда приобретенных операторов.

Реклама из аэропортов улетает на фасады и в подземки

Наиболее интенсивный рост продемонстрировали операторы медиафасадов. В этот сегмент вошли Maer Group, LBL, Sunlight Outdoor, «Северная столица» (SPB Display), GMG и «Медиа сити», с общей выручкой в размере 5,5 млрд рублей — в два раза больше, чем в 2020-м. Выручка специализированных операторов сегмента indoor-рекламы составила 3,7 млрд рублей, увеличившись на 49,3%.

Медленнее всего растет транзитная реклама и реклама в аэропортах. Хотя эти сегменты показали положительную динамику, темпы роста почти вдвое ниже рынка — 26 и 29,6% соответственно. Отмечается, что реклама в аэропортах так и не восстановилась до допандемийного уровня. В 2021 году его объем составил всего 1,8 млрд. рублей, что на 40% меньше, чем два года назад.

В этом году All-Billboards впервые оценили динамику затрат на размещение рекламы в метро. Выручка Nebo.digital (в октябре прошлого года вошел в состав группы Russ Outdoor) занимающегося размещением рекламы в московском метрополитене, выросла на 59% до 1 млрд рублей. Выручка питерского «Проспекта» составила 625,8 млн рублей, увеличившись на 26%. За год разрыв в финансовых показателях Nebo.digital и «Проспекта» увеличился более чем в 2,5 раза.

Операторы не берутся строить долгосрочные прогнозы

Сейчас операторы наружной рекламы не дают прогнозы в целом по году, но подтверждают падение показателей в моменте, пишет «Коммерсантъ». Представитель Gallery рассказал изданию, что в некоторых категориях отток рекламодателей достигает 70-80%. Так, многие автопроизводители свернули деятельность в России. В то же время растут бюджеты на наружную рекламу у застройщиков и банков, отмечают в Gallery.

Елена Тимофеева, исполняющая обязанности директора оператора наружной рекламы группы «Игроник», сообщает, что в марте-апреле продажи оператора снизились на 5-10%.

В конце марта крупнейшие российские рекламные группы опубликовали свои прогнозы для разных сегментов рынка. Ожидалось, что наружная реклама пострадает меньше остальных. По оценкам OMD OM Group, этот сегмент по итогам года сократится на 10-16%. Publicis Groupe (перешла под управление «Родной речи») прогнозировала падение от 15 до 50%. В GroupM (перешла под управление российских топ-менеджеров) предположили, что падение наружной рекламы составит от 26 до 41%.

Цифровая революция продолжается

Байдужий считает, что в этом году в относительном выигрыше окажется цифровая реклама. Такие форматы размещения позволяют отказаться от долгосрочного планирования и запускать кампании оперативно, уверен он. По мнению основателя All-Billboards, доля цифровой рекламы в наружной вырастет с 40 до 43-45%.

В Gallery также отмечают интерес рекламодателей к цифровым конструкциям — это связано как с ростом цен на полиграфию, так и с более гибкими возможностями цифровых поверхностей.

По данным АКАР, в 2021 году сегмент цифровой наружной рекламы стал абсолютным лидером по темпам роста. Объем рекламы на цифровых поверхностях составил 14,7 млрд рублей, увеличившись на 69% год к году. По оценкам Admetrix, в прошлом году на цифровые рекламоносители приходилось 41% всех бюджетов на наружную рекламу.

Авторы:
Алиса Рейн
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Russ
22.03.2024
Russ
12.03.2024
Редакция ADPASS
05.03.2024