26.10.2023, 10:00

Все знают BBDO, работают с «Родной речью», но мечтают о «Восходе»: что показало исследование креативных услуг, проведенное АКАР

Расходы на креативные услуги составляют скромную часть маркетингово-коммуникационных бюджетов рекламодателей, следует из исследования АКАР, проведенного при поддержке MarCom Club. В 2022 году каждая третья опрошенная ассоциацией компания потратила на продвижение более 500 млн рублей, при этом только 8% респондентов заплатили за креативные услуги более 50 млн рублей. По данным опроса, самым узнаваемым креативным агентством является BBDO Moscow, но работать больше всего хотят с «Родной речью» и РА «Восход».

Image by vecstock // www.freepik.com

Как проводилось исследование

Исследовательский центр АКАР / АРИР / РАМУ использовал данные, полученные в результате электронного опроса рекламодателей методом CAWI в июле 2023 года. Целиком заполненные анкеты прислали 99 компаний. Треть из них работает в сегменте FMCG, 16,2% — недвижимость, 14,3% — ритейл, 11,4% — образование.

Открыть исследование креативных услуг за 2022 год

Самые узнаваемые и популярные креативные агентства

В тройку самых узнаваемых креативных агентств вошли BBDO Moscow (знают 61,8% респондентов), РА «Восход» (51,3%) и BBDO Branding (48,7%). В группу с высоким уровнем узнаваемости (22-35%) попали еще 17 известных агентств.

Как следует из опроса, известность не всегда конвертируется в клиентов напрямую. Так, с BBDO Moscow в 2022 году работали только 8,6% опрошенных компаний. Чаще всего респонденты обращались за креативными услугами в «Родную речь» (17,2%), название которой знают менее трети опрошенных рекламодателей.

РА «Восход» в 2022 году оказывало креативные услуги только 12,1% респондентов, при этом каждый четвертый рекламодатель (24,1%) хотел бы продолжить сотрудничество с этим агентством. Столько же опрошенных компаний заявили, что выбрали бы «Восход» для срочного проведения креативных работ. Это вдвое больше, чем показатель варианта номер два — 12,3% обратились бы в DDB Russia.

Рынок креативных услуг в 2022 году

35,2% участвовавших в опросе рекламодателей направили на продвижение в 2022 году более 500 млн рублей, но только 8% респондентов заявили, что их расходы на креативные услуги составили более 50 млн рублей. Половина опрошенных рекламодателей (52,3%) потратили на креатив меньше 3 млн рублей — при том, что общий маркетингово-коммуникационный бюджет составил менее 100 млн у 43,1% респондентов. По мнению бренд-директора петербургского девелопера Legenda Ксении Демирчиевой, анализ рыночных затрат на привлеченные агентства позволяет наблюдать за тем, как фокус смещается в сторону создания креативов in-house.

Самой популярной услугой оказалась разработка креативной концепции тактической рекламной кампании — ее заказывали 67,7% опрошенных компаний.

В 2021 году, по данным исследования АКАР, средняя стоимость создания идеи для тактической кампании составляла 1,2-2,6 млн рублей в зависимости от типа агентства (независимое или сетевое) и числа форматов.

Другими востребованными креативными услугами являются разработка позиционирования бренда, создание креативной концепции долгосрочной кампании и коммуникационной стратегии.

Лишь треть участников опроса в полной мере довольны качеством оказанных им креативных услуг, половина — удовлетворены частично.

«Тендеры — главный драйвер рекламного рынка: только 20% респондентов выбирали агентство без конкурса», — отметил Михаил Пишванов, сопредседатель комитета креативных агентств АКАР, директор по развитию бизнеса рекламного агентства «Восход».

Из них 41,5% проводили конкурс на каждый из видов креативных услуг, а 37,8% — на все необходимые креативные работы. За последние три года 44% рекламодателей провели от трех до десяти тендеров, а четверть компаний — более 20.

По данным исследования, за последние три года половине опрошенных компаний приходилось отменять тендер уже после того, как участники сдали готовые работы. «Это большое разочарование для агентств, которые внезапно узнают, что сработали “вхолостую”», — сказал Михаил Пишванов.

Но, по его словам, надежда на формирование новой, нетоксичной тендерной культуры есть: 46% респондентов проводили оплачиваемые тендеры, раньше это были единичные случаи.

Чем больше бюджет на креативные работы, тем чаще рекламодатели отменяют тендеры, выяснили аналитики. В сегменте с годовым бюджетом более 3 млн рублей на такие услуги тендеры за последние три года отменяла половина опрошенных компаний, с бюджетом менее 3 млн — только 28,6% рекспондентов.

Почти половина (48%) рекламодателей выбирают подрядчика для креативных работ на год и более, еще 44% компаний привыкли работать с агентствами на проектной основе по формуле «1 тендер = 1 проект». Доля долгосрочных контрактов в сегменте с затратами на креатив менее 3 млн рублей в год выше, чем среди тех, кто тратит больше.

Авторы:
Анастасия Горшкова
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

LOOKY
23.04.2024
Редакция ADPASS
16.04.2024
You vision
05.04.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?