По словам управляющего директора компании «Перспектива» (дистрибьютор газированных напитков Funky Monkey Cola, Laimon fresh и GreenMe plus) Андрея Богачева, до 2022 года международные производители занимали порядка 80% российского рынка газированных напитков. Однако на фоне их ухода освободившуюся нишу постарались занять другие марки: на рынок хлынула волна новых игроков.
По данным NielsenIQ, только за январь-июль 2022 года количество брендов газированных напитков в России выросло на 10% — со 169 до 186 марок. Также на прилавках появилась и импортная Coca-Cola, которую начали завозить из Германии, Польши, Великобритании, Албании, Белоруссии, Ирана и даже Украины.
Однако к концу 2022 года ситуация на рынке стабилизировалась, а к началу 2023 года заменивший Coca-Cola бренд «Добрый» забрал рынок напитков со вкусом колы обратно, рассказал Богачев. По его мнению, хотя сила бренда конечно же есть, успех зависит от системы дистрибуции и маркетинга. «У бывшего подразделения The Coca-Cola Company (теперь «Мултон Партнерс») в России и PepsiCo остались дистрибуционные машины на этом рынке, а российские компании не успели развить свои, потому что очень быстро произошла замена», — пояснил эксперт.
По данным сервиса «Продажи.РФ» за первые два месяца 2023 года более трети потребителей купили в рознице напиток «Добрый». Второе место занимала импортная Coca-Cola, но доля газировки сократилась более чем в три раза к прошлому году при росте цены на 68%.
У «Мултона» получилось сформировать ассоциацию между «Добрый Cola» и оригинальной Coca-Cola через дизайн упаковки и очень похожий вкус, объяснил исполнительный директор ассоциации «Русбренд» Алексей Поповичев. По его словам, «Добрый Cola» воспринимается большинством потребителей как «прямой родственник» бренда Coca-Cola.
«Рокировка с элементами ребрендинга дала свои плоды, и продажи российской компании только увеличились», — считает исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков. У сменившего название производителя остались предприятия, персонал, бизнес-процессы, производственные ресурсы и контракты с розницей, объяснил он.