28.02.2024, 09:45

Наружная реклама разошлась в законопроектах: в Думу внесен еще один резонансный документ

Вслед за пятничными поправками о внеконкурсном продлении договоров в наружной рекламе вчера в Госдуму внесли еще один резонансный законопроект. Его авторы предлагают вернуть в закон «О рекламе» 35-процентное ограничение рыночной доли для одного игрока в наружке и запретить укрупнение лотов на торгах. Хотя в обоих документах нет кардинальных противоречий и по формальному признаку их сложно признать альтернативными, но очевидно, что авторы поправок преследуют различные цели, считают эксперты: сохранить бизнес действующих игроков в ближайшее десятилетие или запустить масштабный передел быстрорастущего сегмента наружной рекламы (+40-46% в 2023 году) в пользу малого и среднего бизнеса.

Инициаторы законопроектов Валерий Гартунг (слева) и Максим Топилин // Фото: http://duma.gov.ru/ 

Малому и среднему прописали процент

Новый законопроект №563448-8 внесла группа депутатов во главе с председателем комитета по защите конкуренции справороссом Валерием Гартунгом. Документ также подписали Федот Тумусов («Справедливая Россия») и Ирина Филатова (КПРФ). Поправки вносят изменения в законы №46 «О рекламе» и №135 «О защите конкуренции».

Авторы предлагают ограничить 35% рыночную долю одного игрока «на территории муниципального района, муниципального округа или городского округа, территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя».

Долю предлагают рассчитывать исходя из общей площади рекламных полей, на которые игрок получил разрешения. При этом в качестве держателя разрешений авторы рассматривают не только отдельные компании, но и аффилированные с ними лица.

Депутаты предлагают, чтобы заявки на участие в торгах на места (в форме аукциона или конкурса) не подавали те, кто «занимает преимущественное положение в сфере распространения наружки». Если же по итогам какой-либо игрок получит преимущественное положение, то результаты таких торгов признают недействительными. Также в законопроекте говорится, что если к участию в торгах допущен один участник, то аукцион или конкурс признают несостоявшимся.

Законопроект запрещает укрупнять лоты на торгах по наружной рекламе и включать в них конструкции разных форматов.

Поскольку требований к составу лотов в законе «О рекламе» сегодня нет, это «создает условия для монополизации рынка на местах путем необоснованного укрупнения», сказано в пояснительной записке. Депутаты называют недопустимым выставлять лот из «технологически и функционально не связанного государственного или муниципального имущества», которое расположено на территориях разных поселений, населенных пунктов или территориях разных районов и территорий городов федерального значения. Внутригородских муниципальных образований в Москве насчитывается 146, а в Петербурге — 111.

С 2013 года в российской наружной рекламе происходит «скрытая монополизация», утверждают депутаты, ссылаясь на неназванное «профессиональное объединение и экспертов в сфере рекламы»:

«Предпосылки для монополизации создаются, в том числе, должностными лицами органов местного самоуправления на местах». 

Так, на прошедших в 2013 году в Москве аукционах на наружную рекламу «несколько тысяч мест установки конструкций разных типов и видов были разбиты всего на десять лотов». В результате из нескольких десятков участников операторов по итогам торгов на рынке «не могло остаться более десяти», а сегодня сетями конструкций в Москве «фактически владеют существенно меньше, чем десять операторов».

Индексация и соцреклама в обмен на пролонгацию

Валерий Гартунг рассчитывает принять участие в работе и над другим резонансным законопроектом №559479-8 о наружной рекламе, внесенном в Думу в пятницу 23 февраля. Позавчера возглавляемый им комитет по защите конкуренции назначили соисполнителем по этому законопроекту, который посвящен продлению на внеконкурсной основе действующих договоров в наружке.

Поправки в законы «О рекламе» и №46 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» внесла группа во главе с председателем комитета по экономполитике Максимом Топилиным. Среди подписантов депутаты из четырех партий («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия»).

Авторы предлагают разрешить продление действующих договоров в наружной рекламе. В документе сказано, что до конца декабря 2024 года лица, у которых заключен договор на установку и эксплуатацию конструкции, будут вправе обратиться в органы госвласти и местного самоуправления с заявлением об увеличении срока действия договора до десяти лет.

Продлить контракт можно будет для рекламоносителей, установленных на земельных участках или зданиях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Владельцы конструкций, подавшие заявление на продление договора, обязуются увеличить квоту на размещение социальной и общественно-значимой рекламы с нынешних 5% до 10% от годового объема рекламы. Также в законопроекте сказано о ежегодной индексации платежей на уровне инфляции, чтобы нивелировать упущенные доходы бюджетов.

Внеконкурсное продление договоров позиционируется как временная мера поддержки. Два года назад Дума уже приняла аналогичный законопроект, который наделил операторов правом до 1 марта 2023 года подать заявление и продлить свои договоры на год. Как тогда, так и сейчас основные изменения вносят в 21-ю статью закона №46 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (принят в марте 2022-го в рамках комплекса мер по поддержке российской экономики). При этом депутаты не говорят об отмене действующей нормы закона «О рекламе» (ст. 19): с 2008 года договоры на установку и эксплуатацию конструкций власти могут заключать только на торгах.

Авторы предлагают продлить договоры всем компаниям, в том числе тем, у которых есть долги перед бюджетом: пролонгация возможна «независимо от наличия или отсутствия задолженности по такому договору» и «не требует уплаты государственной пошлины за выдачу разрешения», написано в законопроекте.

Сроки действующих договоров истекают, и властям приходится проводить новые конкурсы и аукционы, при этом участились случаи оспаривания торгов недобросовестными компаниями, которые к тому же уклоняются от заключения договоров, утверждается в пояснительной записке.

В результате бюджеты теряют деньги, а облик российских городов страдает. Положение в российской наружной рекламе осложняют неблагоприятные макроэкономические факторы, вызванные «действиями недружественных государств и ограничениями возможности поставок оборудования». Продление договоров обеспечит инвестиции в цифровизацию городов, требующую значительных капитальных затрат, и обеспечит стабильность информационного пространства — поддержку уровня социальной рекламы и общественно значимого информирования.

Консервация или передел

В теории Дума могла бы принять оба законопроекта, поскольку радикальных противоречий они не содержат, считает член «Деловой России» и Ассоциации юристов России Дмитрий Крючков. «По формальному признаку их даже сложно было бы признать альтернативными: один вносит изменение в правительственный закон о поддержке в условиях санкций, второй — в закон «О рекламе», а продление договоров как временная мера поддержки не исключает того, чтобы ограничение в 35% распространялось только на новые рекламные места или продление договоров применялось только для операторов, занимающих менее 35%», — рассуждает он.

Но очевидно, что авторы каждой из инициатив преследуют различные цели.

«Поправки Топилина предлагают заморозить текущую ситуацию на рынке наружной рекламы и сохранить бизнес действующих игроков в ближайшее десятилетие. Законопроект Гартунга призван перераспределить инвентарь в наружке в пользу малого и среднего бизнеса», — полагает юрист.

Если законопроект о 35% примут, то пострадают все крупнейшие участники рынка наружной рекламы, приводит «Коммерсант» слова основателя сервиса бронирования наружной рекламы All-billboards Андрея Байдужего. Так, по данным эксперта, доля группы Russ в регионах, Москве, Петербурге и Владивостоке значительно превышает планку, прописанную в законопроекте. Кроме того, под ударом окажутся и остальные лидеры — компании РИМ и «Дрим», доли которых в Казани, Ярославле, Воронеже, Волгограде превышают 35%. Эксперт считает, что законопроект не стимулирует конкуренцию на рынке, а «сделает его фрагментированным».

Как пишет «Коммерсант», законопроект о продлении контрактов с операторами на внеконкурсной основе будет принят, в то время как поправки о 35% отклонят, потому что в приоритете компании, приносящие прибыль и оказывающие поддержку государству.

Рынок наружной рекламы

В 2023 году российская наружка вышла из кризиса и стала одним из самых быстрорастущих сегментов отечественного рекламного рынка. В январе-сентябре 2023 года темпы ее роста оценивались в диапазоне от +40% («ЭСПАР-Аналитик») до +46% (Admetrix), а объем рынка составил 35-45 млрд рублей. Расходы рекламодателей на цифровую наружку выросли до 26,8 млрд рублей (+63%). При этом вся рекламная индустрия за тот же период, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России, показала 30-процентный рост.

Авторы:
Тимур Бордюг
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
22.04.2024
Редакция ADPASS
15.04.2024
Редакция ADPASS
12.04.2024
Все видео в одну витрину: «Витрине ТВ» хотят отдать контент цифрового ТВ, а рекламу — единому селлеру

Российские медиахолдинги предлагают радикально изменить методы доставки и монетизации цифрового ТВ-контента. В ходе обсуждения концепции развития телевещания до 2035 они предложили сделать единым приложением для распространение цифрового телеконтента «Витрину ТВ», назначенного Роскомнадзором поставщика трансляций телеканалов в интернете, а продажи таргетированной рекламы передать единой отраслевой платформе. Вещатели рассчитывают, что так они заработают дополнительно 51-54 млрд рублей. В России игроки предпринимают попытку структурной перестройки отрасли на фоне увеличения доходов видеосервисов (+11%), в то время как в США бурный рост видеосегмента уступил место стагнации (+2%).

Редакция ADPASS
09.04.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?