09.04.2024, 21:19

Пролонгация вышла из Госдумы: законопроект о продлении договоров в наружной рекламе принят во втором и третьем чтениях

Сегодня Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях законопроект о продлении на десять лет договоров операторам наружной рекламы. По сравнению с первым чтением в текст внесли две значимых поправки: операторов-должников лишили права на пролонгацию, а максимальный срок продления договоров ограничили декабрем 2034 года.

«Срок окончания операции по продлению договоров»

В ходе дискуссии по законопроекту о пролонгации поступило «достаточно большое количество поправок», сообщил председатель думского комитета по экономполитике Максим Топилин, представляя документ на пленарном заседании. По его словам, ко второму чтению было подано 52 поправки. 16 из них его комитет, курировавший законопроект, рекомендовал принять, а 36 — отклонить.

Максим Топилин сказал, что часть вопросов, поднятых во время дискуссии, нашла отражение в поправках, рекомендованных к принятию. «Первое, о чем идет речь, — предоставить право на продление договоров только тем организациям, у которых нет задолженности по платежам», — заявил депутат.

В документе, прошедшем первое чтение, говорилось, что оператор наружной рекламы получает право на продление договора независимо от наличия или отсутствия у него задолженности. Но против того, чтобы продлять договоры должникам, выступило правительство. В отзыве ведомства говорилось, что условием реализации права на продление договора должно быть отсутствие задолженности.

Авторы законопроекта учли еще несколько правительственных замечаний. В частности, они убрали из текста упоминание термина «общественно-значимая реклама», оставив только «социальную рекламу». В исходной версии документа речь шла о том, что владельцы конструкций, подавшие заявление на продление, обязуются увеличить такую квоту на оба этих вида рекламы с нынешних 5% до 10% от годового объема размещения. При этом в правительстве обратили внимание, что в законодательстве сегодня отсутствует понятие «реклама, представляющая особую общественную значимость». В результате Максим Топилин в ходе второго чтения сказал, что текст приводят в соответствие с законом «О рекламе» и в нем остается только упоминание квоты на социальную рекламу.

Третьей значимой поправкой стала корректировка максимального срока, на который может быть продлен договор. «Срок окончания этой операции по продлению договоров будет ограничен 31 декабря 2034 года, то есть те 10 лет, о которых мы говорили», — сказал Максим Топилин. Таким образом, депутаты предложили исключить возможность прибавлять к оговоренной законом десятилетке дополнительные годы, остающиеся у оператора по действующему контракту, который он недавно перезаключил.

Дискуссия на отклонение

Второе чтение длилось больше часа. Таблица поправок к принятию вопросов не вызвала и ее быстро одобрили. Рассмотрение же поправок, рекомендованных к отклонению, превратилось в спор между отстаивавшим позицию авторов законопроекта единороссом Максимом Топилиным и критиковавшими документ справороссом Валерием Гартунгом и коммунистами во главе с Артемом Прокофьевым.

Коммунисты и справороссы ставили на голосование каждую из отклоненных поправок. Но парламентариям из оппозиционных фракций не удалось переубедить коллег из «Единой России» и набрать большинство, чтобы преодолеть рекомендации к отклонению. В итоге законопроект приняли 324 голосами за при 77 против.

Третье чтение состоялось через 20 минут после второго. «Единая Россия» снова поддержала законопроект, КПРФ и «Справедливая Россия» опять выступили против. В итоге документ приняли 326 голосами за при 78 против.

Что сказано в законопроекте о пролонгации

Законопроект №559479-8 о продлении договоров в наружке внесли в Думу в пятницу 23 февраля. Среди подписантов были депутаты из трех партий («Единая Россия», ЛДПР и «Справедливая Россия»). Авторы предложили разрешить продление действующих договоров в наружной рекламе. В документе говорилось, что до конца декабря 2024 года лица, у которых заключен договор на установку и эксплуатацию конструкции, будут вправе подать в органы госвласти и местного самоуправления заявление об увеличении срока действия договора до десяти лет. Продлить контракт можно для рекламоносителей, установленных на земельных участках или зданиях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В законопроекте говорилось о ежегодной индексации на уровне инфляции платежей по договорам на установку и эксплуатацию конструкций, чтобы нивелировать упущенные доходы бюджетов.

Авторы позиционировали внеконкурсное продление договоров как временную меру поддержки. Два года назад Дума уже приняла аналогичный законопроект, который наделил операторов правом до 1 марта 2023 года подать заявление и продлить свои договоры на год. При этом депутаты не говорили об отмене действующей нормы закона «О рекламе» (ст. 19): с 2008 года договоры на установку и эксплуатацию конструкций власти могут заключать только на торгах.

Авторы:
Тимур Бордюг
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

PERSPEKTIVA
19.04.2024
Редакция ADPASS
10.04.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?