Пользователи Apple или Google ID скоро не смогут почитать книгу на «Литресе» или поиграть на VK Play. Платформы меняют политику входа и отказываются от услуг иностранных сервисов авторизации. Изменения в правилах вызваны новыми законодательными требованиями. С 1 января 2025 года зайти в личном кабинете на российском сайте можно будет, только используя местные решения для аутентификации пользователя, например, «Госуслуги» или VK ID. На «Литрес» новые правила вступят в силу 22 апреля 2024 года, в VK конкретных сроков не назвали.
Бери и смотри
После бойкота России основными производителями западного кино, музыки и игр начались разговоры об их свободном распространении. Руководитель некой «Общественной потребительской инициативы» даже обратился к председателю правительства Михаилу Мишустину с предложением сделать иностранный контент доступным без согласия правообладателей. Но даже в Госдуме эту идею назвали вредительской и популистской.
Мы предлагаем признать и считать допустимым свободное (не требующее согласия правообладателей) распространение в России фонограмм, кинофильмов, сериалов, клипов и компьютерных игр, ставших предметом своего рода культурного шантажа со стороны западных политических сил и корпоративных структур», — говорится в обращении к Михаилу Мишустину от руководителя организации по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» Олега Павлова. Об этом сообщили «Известия» с ссылкой на текст письма.
Павлов сообщил о большом количестве жалоб граждан, у которых есть подписка на различные иностранные сервисы, приостановившие деятельность в России. Он отметил, что не все сервисы вернули клиентам деньги за подписку. А западные звукозаписывающие компании, киностудии и разработчики игр, написал Павлов, препятствуют импорту и распространению в России своего контента.
В своем обращении Павлов ссылается на Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый Генассамблеей ООН (16.12.1966), который провозглашает право каждого человека на участие в культурной жизни. Согласно пакту, государства обязаны гарантировать осуществление провозглашенных прав без дискриминации, в том числе связанной с политическими убеждениями и национальным происхождением.
Эксперт института кино ВШЭ, экс-первый заместитель председателя Союза кинематографистов России Олег Иванов считает инициативу неоднозначной: «У этой инициативы есть положительные и отрицательные стороны. Это вопрос формирования новых правил игры, которые фактически выходят за рамки международного авторского права. Думаю, что это может иметь и негативные последствия для российского рынка правообладателей, так как грань между зарубежными и российскими авторскими правами очень тонка. Поэтому на первый взгляд эта мера логичная, но я бы семь раз отмерил, прежде чем выходил на передел авторского права, — пояснил он „Известиям“. Зампред фракции ЛДПР, глава комитета ГД по труду Ярослав Нилов тоже говорит о том, что подобное решение может потребовать изменение существующего законодательства.
Адвокат, эксперт по авторскому праву Игорь Мурзин считает, что с юридической точки зрения оптимальнее ответить на действия западных компаний, ссылаясь на закон «О защите прав потребителей», то есть самостоятельно обратиться в суды по месту регистрации этих компаний и требовать возврата средств за платные подписки и неустойку.
Не думаю, что правительство примет решение не соблюдать авторские права иностранных компаний, так как это чревато международными исками к тем, кто будет транслировать у себя этот контент», — пояснил юрист.
Заместитель председателя комитета Госдумы РФ по информационной политике Антон Горелкин сегодня, 17 марта, заявил в своем телеграм-канале, что принятие такого решения «уничтожит российский рынок онлайн-кинотеатров», а сама инициатива «вредительская» и носит популистский характер:
У зарубежных платформ появится железное основание для блокировки приложений отечественных АВС — а это не только Google Play и AppStore на телеприставках и планшетах, но и смарт-ТВ, чей сегмент последнее время стабильно рос. Зрители будут вынуждены вернуться к мониторам компьютеров, а там уже и до торрентов откатиться будет недолго».
Ранее российские власти при участии Минцифры предложили легализовать в России пиратское ПО. Это мера поддержки россиян на почве массового ухода разработчиков популярных программ с рынка РФ.
Лучшее в блогах
Вам понравится
Уже месяц, как в России действует запрет на размещение рекламы у иноагентов. Специалистов ограничения беспокоят. Но переживают они не из-за бюджетов — на площадки-иноагенты приходилось меньше 0,5% рекламного рынка. Директор по продукту рекламно-технологической компании UMG Владилен Ситников считает, что участникам рынка стоит опасаться штрафов от Роскомнадзора: объемная доля иноагентских площадок в трафике минимальна, но и единичное размещение — повод для разбирательства. Эксперт рассказал ADPASS о сложностях фильтрации площадок-иноагентов при использовании алгоритмических закупок интернет-рекламы (programmatic).
Американские кинопроизводители лоббируют закон об экспресс-блокировке пиратских интернет-ресурсов. Для подавления подозрительных серверов им не нужно будет вести бесконечные тяжбы, достаточно решения судьи. Обойдется и без произвола правообладателей, которые 10 лет назад хотели протащить закон, обязывающий IT-компании блокировать контент по первому требованию его владельцев. Упрощенная судебная практика применяется более чем в 40 странах мира, включая Россию. Но ее эффективность невысока из-за пиратских «зеркал».
Роскомнадзор подвел итоги работы системы маркировки интернет-рекламы в 2023 году. Ведомство зарегистрировало в Едином реестре интернет-рекламы (ЕРИР) бюджеты на 634,9 млрд рублей с НДС. Больше трети из этих денег — почти 217 млрд рублей, пришлись на IV квартал, когда начали действовать штрафы за отсутствие маркировки. Цифры в целом соответствуют оценке рекламного рынка за 2023 год, которую сегодня опубликовала Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР). К анализу информации из ЕРИРа была подключена специальная рабочая группа, в которую вошли эксперты АКАР, Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР) и специалисты Роскомнадзора. Впервые в истории российской рекламы был оценен сегмент региональной интернет-рекламы.
ПОДПИСКА
ВАШ ЗАПРОС ДОСТАВЛЕН
О блогах ADPASS: правила, рекомендации, ответы на вопросы