17.04.2023, 16:04

Маркируй или оштрафуют: за непромаркированную интернет-рекламу скоро начнут наказывать

В Госдуму внесен законопроект о штрафах за неисполнение требований нового закона о тотальном учете цифровой рекламы. Наказывать будут не только за отсутствие маркировки и непередачу сведений в Роскомнадзор, но и за ошибки и нарушения при учете рекламы. В зависимости от характера правонарушения физлиц предлагают штрафовать в размере от 10 до 100 тыс. рублей, юрлиц — от 200 до 500 тыс. рублей, а операторов рекламных данных (ОРД) — от 300 до 700 тыс. рублей. Из отраслевых опросов следует, что сейчас больше трети представителей малого и среднего бизнеса не маркируют интернет-рекламу, другие игроки рынка тоже сталкиваются с трудностями при исполнении закона.

Система обязательной маркировки интернет-рекламы заработала с 1 сентября 2022 года, но мер административной ответственности за непредоставление или предоставление недостоверных сведений в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) не было и вводить их не спешили. Это было связано в том числе с «переходным периодом» — Роскомнадзор обещал не штрафовать игроков рынка за ошибки и нарушения при маркировке рекламы до 1 марта 2023 года.

Период без санкций подошел к концу: 14 апреля группа депутатов во главе с зампредом думского комитета по информационной политике Антоном Горелкиным внесла в Госдуму поправки в Кодекс об административных нарушениях (КоАП), устанавливающие ответственность за неисполнение требований учета интернет-рекламы. Законопроект был подготовлен депутатами еще в феврале и уже получил положительный отзыв правительства РФ.

Как предлагают штрафовать за нарушение закона о маркировке интернет-рекламы

  • за непередачу данных в ЕРИР, нарушение сроков передачи данных или предоставление неполной, недостоверной, неактуальной информации:

административные штрафы физлиц составят от 10 до 30 тыс. рублей, должностных лиц — от 30 до 100 тыс. рублей, юрлиц — от 200 до 500 тыс. рублей. Оштрафовать за нарушения такого типа смогут рекламодателей, рекламораспространителей и операторов рекламных данных;

  • за распространение рекламы в интернете без уникального идентификатора (ID, он же маркер или токен) либо нарушение требований к его размещению:

административные штрафы физлиц составят от 30 до 100 тыс. рублей, должностных лиц — от 100 до 200 тыс. рублей, юрлиц — от 200 до 500 тыс. рублей;

  • за неисполнение оператором рекламных данных (ОРД) обязанности по передаче информации в ЕРИР (Роскомнадзор), передачу неполной, недостоверной, неактуальной информации либо нарушения требований к рекламному идентификатору:

административные штрафы должностных лиц составят от 100 до 200 тыс. рублей, юрлиц — от 300 до 700 тыс. рублей.

В законопроекте нет указания на особый срок вступления в силу, это значит, что штрафы смогут применять через 10 дней после после официального опубликования подписанного президентом закона.

В начале февраля в Роскомнадзоре ADPASS сказали, что в ЕРИР поступает информация от 5,7 млн рекламодателей и рекламораспространителей (медиаагентства, площадки, СМИ), на тот момент в системе содержалась информация о 13 млрд креативов. Опрошенные ADPASS селлеры и медиаагентства еще осенью утверждали, что с начала сентября заносят в реестр данные по 80-100% всех рекламных кампаний в интернете.

Но опросы рынка демонстрируют другую картину: 37% представителей малого и среднего бизнеса (МСБ) не выполняют требования нового закона о тотальном учете интернет-рекламы, следовало из мартовского исследования Коkос Group. Предприниматели заявили, что не маркируют рекламу из-за отсутствия штрафов, а также технических сложностей. А каждый десятый опрошенный представитель МСБ вообще не знал о новой системе учета интернет-рекламы.

По оценке Kokoc Group, компании в сегменте малого и среднего бизнеса составляют порядка 50% всех рекламодателей в интернете. Таким образом, интернет-рекламу не маркирует пятая часть участников рынка.

Что такое маркировка интернет-рекламы

Маркировка интернет-рекламы — система принудительного учета рекламы в сети, введенная поправками в закон «О рекламе» и заработавшая 1 сентября 2022 года. Все цифровые рекламные объявления учитываются в ЕРИРе, за который отвечает Роскомнадзор. В реестр поступает информация о креативах, показах, площадках, данные о контрагентах, заключивших договоры на размещение интернет-рекламы, и о платежах по этим договорам.

Участников рынка цифровой рекламы поделили на три категории: рекламодателей, рекламораспространителей и операторов рекламных систем. Рекламораспространители — это те, кто размещает рекламу в интересах рекламодателей (медиаагентства, площадки, СМИ), операторы рекламных систем — посредники между площадками и медиаагентствами.

На первом этапе агентство или площадка должны зарегистрировать креативы и договоры участников цепочки в ЕРИРе через операторов рекламных данных (ОРД) — организации, которые которых Роскомнадзор уполномочил аккумулировать подобную информацию. Передать данные в ЕРИР можно только через них. После регистрации рекламному сообщению присваивают уникальный идентификатор (ID, он же маркер или токен). Креатив в большинстве случаев нужно зарегистрировать до начала размещения.

На втором этапе в ЕРИР передают информацию о проведенной рекламной кампании. Необходимо предоставить информацию о сроке размещения рекламы, объеме показов и стоимости размещения. Данные можно подавать в течение месяца, который следует за календарным месяцем, когда размещалась реклама. Вся информация должна храниться в ОРД год, в Роскомнадзоре — пять лет.

Авторы:
Анастасия Горшкова
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
Вчера
Редакция ADPASS
10.04.2024
Редакция ADPASS
02.04.2024
Сергей Веселов, глава экспертной комиссии АКАР: «Это не конечная точка, это часть большого процесса»

Какие подсегменты Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) включила в оценку интернет-сервисов по итогам 2023 года; учтена ли реклама на маркетплейсах; вернется ли ассоциация к публикации квартальных оценок с детализацией по обновленным сегментам; действительно ли причиной отказа от старой методики оценки рынка стало нежелание «Национального рекламного альянса» (НРА) предоставлять данные по телерекламе за 2022 год. Участники рынка одобрили новую методику оценки всех сегментов российской рекламной индустрии, руководствуясь которой АКАР подвела итоги 2023 рекламного года, но часть вопросов осталась без ответа. ADPASS расспросил руководителя комиссии экспертов АКАР Сергея Веселова, что именно в новой системе оценки рынка требует доработки и уточнений.

Редакция ADPASS
22.03.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?