17.04.2023, 16:04

Маркируй или оштрафуют: за непромаркированную интернет-рекламу скоро начнут наказывать

В Госдуму внесен законопроект о штрафах за неисполнение требований нового закона о тотальном учете цифровой рекламы. Наказывать будут не только за отсутствие маркировки и непередачу сведений в Роскомнадзор, но и за ошибки и нарушения при учете рекламы. В зависимости от характера правонарушения физлиц предлагают штрафовать в размере от 10 до 100 тыс. рублей, юрлиц — от 200 до 500 тыс. рублей, а операторов рекламных данных (ОРД) — от 300 до 700 тыс. рублей. Из отраслевых опросов следует, что сейчас больше трети представителей малого и среднего бизнеса не маркируют интернет-рекламу, другие игроки рынка тоже сталкиваются с трудностями при исполнении закона.

Система обязательной маркировки интернет-рекламы заработала с 1 сентября 2022 года, но мер административной ответственности за непредоставление или предоставление недостоверных сведений в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) не было и вводить их не спешили. Это было связано в том числе с «переходным периодом» — Роскомнадзор обещал не штрафовать игроков рынка за ошибки и нарушения при маркировке рекламы до 1 марта 2023 года.

Период без санкций подошел к концу: 14 апреля группа депутатов во главе с зампредом думского комитета по информационной политике Антоном Горелкиным внесла в Госдуму поправки в Кодекс об административных нарушениях (КоАП), устанавливающие ответственность за неисполнение требований учета интернет-рекламы. Законопроект был подготовлен депутатами еще в феврале и уже получил положительный отзыв правительства РФ.

Как предлагают штрафовать за нарушение закона о маркировке интернет-рекламы

  • за непередачу данных в ЕРИР, нарушение сроков передачи данных или предоставление неполной, недостоверной, неактуальной информации:

административные штрафы физлиц составят от 10 до 30 тыс. рублей, должностных лиц — от 30 до 100 тыс. рублей, юрлиц — от 200 до 500 тыс. рублей. Оштрафовать за нарушения такого типа смогут рекламодателей, рекламораспространителей и операторов рекламных данных;

  • за распространение рекламы в интернете без уникального идентификатора (ID, он же маркер или токен) либо нарушение требований к его размещению:

административные штрафы физлиц составят от 30 до 100 тыс. рублей, должностных лиц — от 100 до 200 тыс. рублей, юрлиц — от 200 до 500 тыс. рублей;

  • за неисполнение оператором рекламных данных (ОРД) обязанности по передаче информации в ЕРИР (Роскомнадзор), передачу неполной, недостоверной, неактуальной информации либо нарушения требований к рекламному идентификатору:

административные штрафы должностных лиц составят от 100 до 200 тыс. рублей, юрлиц — от 300 до 700 тыс. рублей.

В законопроекте нет указания на особый срок вступления в силу, это значит, что штрафы смогут применять через 10 дней после после официального опубликования подписанного президентом закона.

В начале февраля в Роскомнадзоре ADPASS сказали, что в ЕРИР поступает информация от 5,7 млн рекламодателей и рекламораспространителей (медиаагентства, площадки, СМИ), на тот момент в системе содержалась информация о 13 млрд креативов. Опрошенные ADPASS селлеры и медиаагентства еще осенью утверждали, что с начала сентября заносят в реестр данные по 80-100% всех рекламных кампаний в интернете.

Но опросы рынка демонстрируют другую картину: 37% представителей малого и среднего бизнеса (МСБ) не выполняют требования нового закона о тотальном учете интернет-рекламы, следовало из мартовского исследования Коkос Group. Предприниматели заявили, что не маркируют рекламу из-за отсутствия штрафов, а также технических сложностей. А каждый десятый опрошенный представитель МСБ вообще не знал о новой системе учета интернет-рекламы.

По оценке Kokoc Group, компании в сегменте малого и среднего бизнеса составляют порядка 50% всех рекламодателей в интернете. Таким образом, интернет-рекламу не маркирует пятая часть участников рынка.

Что такое маркировка интернет-рекламы

Маркировка интернет-рекламы — система принудительного учета рекламы в сети, введенная поправками в закон «О рекламе» и заработавшая 1 сентября 2022 года. Все цифровые рекламные объявления учитываются в ЕРИРе, за который отвечает Роскомнадзор. В реестр поступает информация о креативах, показах, площадках, данные о контрагентах, заключивших договоры на размещение интернет-рекламы, и о платежах по этим договорам.

Участников рынка цифровой рекламы поделили на три категории: рекламодателей, рекламораспространителей и операторов рекламных систем. Рекламораспространители — это те, кто размещает рекламу в интересах рекламодателей (медиаагентства, площадки, СМИ), операторы рекламных систем — посредники между площадками и медиаагентствами.

На первом этапе агентство или площадка должны зарегистрировать креативы и договоры участников цепочки в ЕРИРе через операторов рекламных данных (ОРД) — организации, которые которых Роскомнадзор уполномочил аккумулировать подобную информацию. Передать данные в ЕРИР можно только через них. После регистрации рекламному сообщению присваивают уникальный идентификатор (ID, он же маркер или токен). Креатив в большинстве случаев нужно зарегистрировать до начала размещения.

На втором этапе в ЕРИР передают информацию о проведенной рекламной кампании. Необходимо предоставить информацию о сроке размещения рекламы, объеме показов и стоимости размещения. Данные можно подавать в течение месяца, который следует за календарным месяцем, когда размещалась реклама. Вся информация должна храниться в ОРД год, в Роскомнадзоре — пять лет.

Авторы:
Анастасия Горшкова
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
09.07.2024
Редакция ADPASS
03.07.2024
ФАС уполномочен предупредить: антимонополисты смягчат рекламное законодательство для банков, букмекеров, фармы и алкоголя

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) хочет либерализовать надзор за рекламным рынком — создать институт предупреждения. За некоторые нарушения в рекламе финансовых услуг, азартных игр, алкогольной продукции и лекарств будут не штрафовать сразу, а сначала предупреждать о нарушении, давая участнику рекламого рынка шанс исправиться. Это главное из нового пакета поправок в закон «О рекламе», разработанных антимонопольным органом. Другими поправками ФАС окончательно выводит из-под определения рекламы объявления на классифайдах, органическую выдачу в поиске и любой продакт-плейсмент. Еще одна интересная деталь документа — смягчение правил радио- и телерекламы для российских виноделов, которое может привлечь этих рекламодателей в ночной эфир. ADPASS разбирался в грядущих изменениях в рекламном законодательстве.

Редакция ADPASS
27.06.2024
Как освоить
карьеру будущего?