В 2023 году темпы роста интернет-рекламы в США были ниже, чем в России. Такой вывод следует из нового отчета американской ассоциации IAB (Interactive Advertising Bureau, Бюро интерактивной рекламы). Американский рынок увеличился всего на 7,3%. В России рост составил 55% в рублевом и 9,2% в долларовом эквиваленте (традиционные сегменты) по оценке Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР). Правда, объем российской интернет-рекламы в долларовом выражении почти в 24 раза меньше, чем в США: $9,5 млрд против $225 млрд.
«Яндекс»: доля рекламы в выручке продолжает снижаться
«Яндекс» представил неаудированные финансовые результаты за III квартал 2021 года. Рекламная выручка компании росла быстрее рынка — на 27%, превысив 42 млрд рублей. Однако в I квартале реклама впервые стала приносить «Яндексу» меньше половины всей выручки, и по итогам девяти месяцев тенденция сохраняется.
За девять месяцев 2021 года, закончившихся 30 сентября, консолидированная выручка «Яндекса» составила 245,8 млрд рублей. С учётом текущих результатов компания ожидает годовую выручку в размере 340−350 млрд рублей.
Скорректированная чистая прибыль за этот период снизилась на 82%, до 1,34 млрд рублей. При этом компания отчиталась о чистом убытке в размере 3,9 млрд рублей. Скорректированный показатель EBITDA в третьем квартале упала на 62%, до 5,6 млрд рублей.
В III квартале общая выручка «Яндекса» составила 91,3 млрд рублей. На долю доходов от продажи рекламы пришлось меньше половины этих денег — 47%, что на 2 процентных пункта меньше, чем во II квартале.
При этом рекламная выручка «Яндекса» растет быстрее рынка: она увеличилась на 27% и составила 42,6 млрд рублей. По данным АКАР, рынок интернет-рекламы в I полугодии 2021 года вырос на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и оценивается в 255-257 млрд рублей. Доля нерекламных доходов в выручке «Яндекса» впервые превысила поступления от рекламы в I квартале 2021 года.
После после вычета вознаграждений партнёрам, выручка от рекламы составит 35,7 млрд рублей, сообщает «Яндекс». Рекламные доходы платформы «Яндекс.Маркет» по модели CPC (Cost Per Click, доходы сервиса от оплаты переходов пользователей на сайты) упали за год на 57%, до 926 млн рублей. В этой связи «Яндекс.Маркет» переходит на модель CPA (Cost Per Action, оплата за действие). На этом фоне доля рекламной выручки, которую обеспечивает эта модель, в третьем квартале составила 1,9% товарооборота или 600 млн рублей.
«Яндекс» сообщил, что завершает реструктуризацию совместных предприятий с Uber. Компания полностью выкупит долю партнёра в Yandex SDG (18,2%), 4,5% совместного предприятия MLU (Яндекс.Такси) и 29% косвенного участия Uber в «Яндекс.Еде», «Яндекс.Лавке» и «Яндекс.Доставке». Общая сумма сделки составляет $1 млрд. «Яндекс» получит право в течение двух лет выкупить оставшиеся 29% акций Uber в MLU по начальной цене исполнения опциона в $1,8 млрд, с возможностью повышения суммы примерно до $2 млрд.
В компании зафиксировали рост сегмента «Поиск и портал». Выручка сегмента в III квартале достигла 42,7 млрд руб. (+33% год к году). В «Яндексе» объясняют эти показатели целевым инвестированием в развитие поисковых и рекламных технологий. По собственным данным, «Яндекс» сохранил долю на российском поисковом рынке — она составила 59,3%. При этом 66,2% всех поисковых запросов были сделаны со смартфонов. Мобильный трафик обеспечил 57,5% выручки от продажи рекламы на странице результатов поиска.
Автор: Роман Овчинников
Лучшее в блогах
Вам понравится
Уже месяц, как в России действует запрет на размещение рекламы у иноагентов. Специалистов ограничения беспокоят. Но переживают они не из-за бюджетов — на площадки-иноагенты приходилось меньше 0,5% рекламного рынка. Директор по продукту рекламно-технологической компании UMG Владилен Ситников считает, что участникам рынка стоит опасаться штрафов от Роскомнадзора: объемная доля иноагентских площадок в трафике минимальна, но и единичное размещение — повод для разбирательства. Эксперт рассказал ADPASS о сложностях фильтрации площадок-иноагентов при использовании алгоритмических закупок интернет-рекламы (programmatic).
Согласие на использование персональных данных стало простой формальностью: до того, как такой вопрос появился на экране, пользователь уже загрузил в среднем 33 cookie-файла, собирающих уникальные данные с его устройства. На 47% обследованных сайтов есть пиксель Meta* — фрагмент кода, передающий данные о событиях, происходящих на площадке, а на 12% — пиксель TikTok. Таковы результаты исследования американской компании Lokker. Авторы назвали серьезной проблемой неавторизованный сбор информации, в том числе через использование рекламных технологий. В рунете ситуация не менее сложная: по данным компании МТС Red, 80% российских сайтов используют веб-трекеры для сбора данных о пользователях.
Роскомнадзор подвел итоги работы системы маркировки интернет-рекламы в 2023 году. Ведомство зарегистрировало в Едином реестре интернет-рекламы (ЕРИР) бюджеты на 634,9 млрд рублей с НДС. Больше трети из этих денег — почти 217 млрд рублей, пришлись на IV квартал, когда начали действовать штрафы за отсутствие маркировки. Цифры в целом соответствуют оценке рекламного рынка за 2023 год, которую сегодня опубликовала Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР). К анализу информации из ЕРИРа была подключена специальная рабочая группа, в которую вошли эксперты АКАР, Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР) и специалисты Роскомнадзора. Впервые в истории российской рекламы был оценен сегмент региональной интернет-рекламы.
ПОДПИСКА
ВАШ ЗАПРОС ДОСТАВЛЕН
О блогах ADPASS: правила, рекомендации, ответы на вопросы