Lamoda продалась хоть кому-то, AliExpress не нужен даже акционерам
Не у всех маркетплейсов дела идут так же, как у Ozon и Wildberries. Lamoda вынуждена продаться российскому «Стокманну», а в терпящий убытки «AliExpress Россия» отказались инвестировать все акционеры.
Lamoda идёт в «Стокманн»
Global Fashion Group объявила о своём согласии продать бизнес Lamoda с операциями в России, Казахстане и Беларуси владельцу российского «Стокманна» Якову Панченко. Сделка должна завершиться в ближайшие месяцы.
«GFG ожидает выручку в размере около €100 млн в дополнение к стоимости денежных средств, хранящихся в бизнесе Lamoda по состоянию на 30 сентября 2022 года», — говорится на официальном сайте холдинга.
В апреле из-за военных действий в Украине холдинг объявил о сокращении инвестиций в развитие маркетплейса, а также сокращении импорта и маркетинговых активностей. Кроме того, было приостановлено строительство второго центра реализации продуктов Lamoda в России
Lamoda основана предпринимателями из Германии Нильсом Тонзеном, Домиником Пикером, Флорианом Янсеном и Буркхардом Биндером и запущена немецким инкубатором стартапов Rocket Internet в 2011 году. Lamoda работает на рынках России, Белоруссии, Украины и Казахстана. В 2021 году покупательская аудитория (MAU) Lamoda достигла 15,8 млн, ритейлер предлагал почти 10 млн единиц товара более 4000 брендов. По данным «СПАРК-Интерфакс», выручка ООО «Купишуз» (бренд Lamoda) в 2021 году составила 48,5 млрд руб., убыток — 631 млн руб. В рейтинге крупнейших российских интернет-магазинов 2021 года от DataInsight Lamoda занимает 8-е место с 71 млн продаж. Для сравнения у занимающего первое место Wildberries 805,7 млн продаж.
Яков Панченко в начале года планировал продать российское подразделение ритейлера «Стокманн» «Сберу». За счет сделки «СберМегаМаркет» рассчитывал нарастить совокупный оборот товаров fashion-сегмента от общего оборота маркетплейса в перспективе нескольких лет примерно до 20%, писал РБК. Однако сделка сорвалась из-за западных санкций в отношении Сбербанка.
Финская сеть универмагов «Стокманн» работает в России с 1989 года. В 2015 году российскую часть бизнеса выкупил Reviva Holdings Ltd Якова Панченко. Сумма сделки составила €5 млн. Сейчас под вывеской «Стокманн» работает 12 магазинов в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Мурманске. В 2021 году выручка АО «Стокманн» составила 8,4 млрд руб., чистая прибыль — 104,7 млн руб., следует из «СПАРК-Интерфакс».
Aliexpress остался без денег и половины сотрудников
Источники The Bell сообщили, что бизнес «AliExpress Россия» несет убытки: инвестиции и маркетинговое продвижение остановлены, идут сокращение персонала и арендуемых площадей.
Совместное предприятие «AliExpress Россия» было создано в 2019 году на базе активов Alibaba Group, чья доля, по последним доступным данным, составляет 47,8%. Текущими акционерами СП также являются VK (15%), USM International (24,3%) и Российский фонд прямых инвестиций (12,8%). Сегодня все четыре акционера отказались от инвестиций в проект.
Первым это сделал VK в конце 2021 года. Как писали «Ведомости», актив не является приоритетным для компании, в условиях кризиса ей важнее будет вкладывать в развитие сегмента соцсетей и коммуникационных сервисов. Однако ещё в августе 2021 года VK инвестировала в СП более $60 млн.
В это же время основной акционер Alibaba Group профинансировала инвестиционный раунд совместного предприятия «AliExpress Россия» на $192 млн. Как сообщил РБК ссылаясь на отчёт, в дополнительном раунде финансирования участвовали также и другие владельцы российского маркетплейса, а значит всего компания получила $400 млн.
Как сообщают спикеры The Bell, планы продолжить инвестиции были у Alibaba и на 2022 год, но после начала военной действий в Украине компания изменила решение и «в какой-то момент они фактически сказали, что инвестировать больше не будут».
«Alibaba — публичная компания, она торгуется на нью-йоркской фондовой бирже, имеет много взаимосвязей с американским рынком и институтами. Никто убиваться за российский проект не будет», — приводит слова одного из своих собеседников The Bell.
О сокращениях сотрудников стало известно в мае. Согласно информации в СМИ, тогда увольнения затронули до 40% текущего персонала, спустя полгода число уволенных возросло на 10%.
«Всего с начала войны компания сократила до 700 человек. Сейчас AliExpress ищет субарендаторов в свой офис в „Москва Сити“ и покупателей на строящийся в Екатеринбурге логистический терминал», — сообщает The Bell.
В самой «AliExpress Россия» никак не подтверждают информацию.
Вместе с инвестициями компания теряет и покупателей. По данным Mediascope, с февраля 2022 года аудитория маркетплейса стала падать. А всего за год с августа 2021 года платформа потеряла 1,5 млн среднесуточной аудитории (показатель упал с 8,5 млн до 7 млн).
Согласно информации «Ведомостей», убыток «AliExpress Россия» во II квартале 2022 года достиг почти 11 млрд руб.
«Сворачиваться, закрываться или продаваться компания не будет. Ужавшись, она может существовать в нынешнем виде, в лучшем случае работая „в ноль“. Но за счет отсутствия собственной инфраструктуры и быстрой доставки AliExpress будет постепенно проигрывать долю конкурентам», — публикует прогнозы своих источников, знакомых с ситуацией, The Bell.
Оборот «AliExpress Россия» вырос в 2021 году на 46%, до 306 млрд рублей. Продажи российских селлеров маркетплейса составили порядка 110 млрд рублей, в общем обороте они увеличились в 2,2 раза, до 36%. На площадке 400 000 продавцов, из них четверть из России.