09.01.2023, 13:24

Сокращенные штаты России: как увольняли в 2022 году

Треть российских компаний в прошедшем году были вынуждены сократить штат. Больше всех пострадал крупный бизнес: почти половина из опрошенных HeadHunter предприятий, где работает больше 1000 человек, избавлялись от сотрудников. Тяжелая ситуация на рынке труда сложилась не только в России, но и в других странах: увольнения в 2023 году продолжатся как в технологическом секторе, так и в традиционных отраслях: например, о грядущих «трудных решениях» объявил McDonald’s.

В опросе HeadHunter участвовало 256 компаний, которые были разбиты на шесть групп в зависимости от численности работников. К первой относятся предприятия со штатом больше тысячи человек, к шестой — менее 50 человек.

В 2022 году 33% российских компаний пришлось сокращать сотрудников, что на 11% больше, чем в 2021-м. В крупных компаниях в прошлом году сокращали чаще, чем в средних и мелких, — об этом заявили 44% опрошенных из первой группы.

Профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов объяснил РБК такой большой процент тем, что санкции ударили прежде всего по промышленности, где традиционно работает большое число сотрудников: «Проблемы с поставками, замещением запчастей, сокращением числа заказов закономерно привели к уменьшению численности сотрудников предприятий, связанных с поставками».

Любопытно, что на сокращения как таковые пришлось меньше трети случаев оптимизации штатов: о сокращениях сообщили 27% компаний, еще 4% работодателей заявили о массовых сокращениях. Остальное — это увольнения: по собственному желанию, по соглашению сторон, по инициативе работодателя.

«В России механизм сокращений гораздо менее популярен, чем такие способы экономии на зарплате сотрудникам, как перевод на неполный рабочий день, отпуска за свой счет или принудительное оформление работников в качестве самозанятых. Кстати, такие способы более доступны малым и средним предприятиям, а не крупным (это еще один минус к их „адаптивности“). На крупных существуют профсоюзы, лучше работает защита трудовых прав сотрудников», — считает профессор Сафонов.

Исследование выявило и более позитивный настрой на фоне экономического кризиса среди малых и средних компаний — именно «середняки» чаще увеличивали свой штат в прошлом году.

Главный эксперт hh.ru по рынку труда Наталья Данина также связывает это с их большей адаптивностью в нестабильных ситуациях: «У таких компаний в отличие от крупных корпораций больше вариативность действий, на них меньше влияет забюрократизированность внутренних процессов, им проще менять бизнес-стратегии или сразу начинать действовать в новой парадигме. Кроме того, один из главных факторов сохранения позитивного настроя среди малого и среднего бизнеса — это меньшие санкционные риски и зависимость по сравнению с крупным бизнесом от международных рынков сбыта».

Amazon, McDonald’s и Vimeo объявили о предстоящих сокращениях

Amazon сократит больше сотрудников, чем планировалось — не 10 тыс., а 18 тыс., заявил гендиректор компании Энди Джесси. Сокращения коснутся в первую очередь разработчиков новых продуктов, сотрудников отделов розничной торговли и кадровиков. Компания оптимизирует штат в связи с замедлением роста и значительным падением капитализации в конце прошлого года, связанным с завершением пандемии коронавируса.

McDonald’s к 3 апреля объявит о сокращении части сотрудников, сообщил гендиректор McDonald’s Крис Кемпчински The Wall Street Journal. Число увольняемых пока неизвестно. Но решения по оптимизации персонала в компании называют трудными. Ясно одно, что руководство недовольно нынешней эффективностью, скоростью работы, растущими издержками и хочет инвестировать высвободившиеся средства в будущее компании.

В служебной записке Кемпчински рассказал сотрудникам, что будут проведены оценка «роли и уровней персонала» и «трудные обсуждения», за которыми последуют «трудные решения». Некоторые проекты «будут исключены из приоритетов» или полностью остановлены.

Американский видеохостинг Vimeo, который часто называют конкурентом YouTube и имеющий сильные позиции в корпоративном сегменте, в ближайшее время уволит каждого десятого из примерно 1200 своих сотрудников. Компания объясняет такой шаг «неопределенной экономической ситуацией», а генеральный директор сервиса Анджали Суд называет его «очень трудным».

В компании считают, что принимаемых мер будет достаточно: «Благодаря этому сокращению у нас есть хорошие возможности как для инвестиций в рост, так и для получения устойчивой прибыли, с сильным балансом и лидирующей позицией на рынке корпоративного видео».

В марте 2022 года регистрация на сервисе для граждан России была ограничена.

Авторы:
Юля Троцкая
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
16.04.2024
Редакция ADPASS
09.04.2024
Редакция ADPASS
08.04.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?