09.04.2024, 12:03

Онлайн тусовке не помеха. Новое научное исследование опровергает теорию о том, что соцсети заменяют подросткам живое общение

Общительные подростки много общаются не только в социальных сетях, но и в реальной жизни. Социальные сети не мешают подросткам развивать навыки общения. Таковы результаты исследования, проведенного международным коллективом ученых, содержащиеся в статье, опубликованной в научном рецензируемом журнале Computers in Human Behavior. Эти выводы противоречат популярным в настоящее время теориям о безумно вредном влиянии соцсетей на подрастающее поколение.

Photo by Helena Lopes on Unsplash

Как проводилось исследование

Ведущие авторы исследования – психологи Силье Стейнсбекк и Ода Бьорклунд из Норвежского университета науки и технологии. В работе также принимали участие сотрудники отделения детской и подростковой психиатрии норвежской больницы св. Олафа, Амстердамского университета и Брауновского университета (США). Основой для работы стали опросники, которые заполняли родители детей, родившихся в норвежском городе Тронхейм в 2003-2004 годах. Всего для исследования было отобрано 1250 детей. В дополнение к опросникам каждые два года, начиная с 4-летнего возраста и до достижения 18 лет, участников обследовали в клинике Норвежского университета науки и технологии. Информацию о детях представляли также школьные учителя. Вопросы, связанные с социальными сетями, изучались, начиная с 10-летнего возраста участников. Таким образом, в исследовании получилось 5 волн.

В настоящее время не существует технологий, дающих возможность точной оценки онлайн-общения. Поэтому исследователям пришлось пользоваться интервью. Подростков спрашивали о том, какие соцсети они используют, как часто, сколько времени проводят в онлайне, сколько раз лайкают чужие посты, комментируют их, размещают свои посты, в том числе селфи.

Отдельно исследовались социальные навыки подростков – по широко используемой на Западе рейтинговой системе социальных навыков Грешема и Эллиота (Social Skills Rating Scale, SSRS). Оценка таких социальных навыков как способность к сотрудничеству, уверенность в себе, самоконтроль, ответственность оценивались родителями по шкале от 0 до 3 (0 – никогда, 1 — редко, 2 — часто, 3 — почти всегда).

В ходе исследования пол участника записывался так же, как при рождении.

Уровень социальной тревожности участников (состояние эмоционального дискомфорта, страха, опасения и беспокойства в отношении социальной ситуации и оценки другими людьми) оценивалась двумя способами – через интервью с родителями и с самими детьми. Результаты фиксировались в соответствии с методиками психиатрической оценки детей и подростков.

Отдельно оценивались также отношения с близкими друзьями. Участникам задавались такие вопросы «Как часто вы обращаетесь к этому человеку, когда у вас плохое настроение?» и «Насколько вы довольны дружбой с этим человеком?».

Полученные результаты обрабатывались с помощью методов статистического анализа.

Что показало исследование

Согласно полученным учеными результатам, средняя частота, с которой участники исследования лайкали и комментировали чужие посты и размещали свои посты в социальных сетях, возрастала с 10-летнего до 14-летнего возраста (в 12 лет этот показатель был – в 2,14 раза больше, чем в 10 лет; в 14 лет – в 1,32 раза больше, чем в 12 лет). Затем интенсивность общения в социальных сетях стабилизировалась, а в промежутке между 16-летним и 18-летним возрастом снижалась – в 3,01 раза.

Никакой связи между интенсивностью общения в социальных сетях и развитием навыков общения у детей и подростков в возрасте от 10 до 18 лет обнаружено не было. Была обнаружена другая прямая зависимость. Время живого общения участников исследования с друзьями было напрямую связано с их активностью в соцсетях в возрасте 10, 12 и 14 лет. Чем общительнее был ребенок или подросток в онлайне, тем больше он общался со сверстниками и без смартфона. И наоборот – очень общителен в реальной жизни, значит, очень общителен и в соцсетях. Авторы указывают, что другие исследователи обнаружили такую же взаимосвязь и у взрослых людей. Кроме того, приводятся в пример другие исследования, показывающие, что благодаря онлайн-общению подростки заводят новых реальных друзей.

Время, проведенное вместе с друзьями, с 10 до 18 лет возрастает, но не очень быстро. В 12 лет – в 1,16 раза по сравнению с 10-летним возрастом, затем показатель стабилизируется, в 16 лет он в 1,08 раза по сравнению с 14 годами, в 18 лет – в 1,05 раза выше, чем в 16.

Социальные навыки в 12 лет в среднем в 1,1 раза лучше развиты, чем в 10 лет, после чего заметных перемен не происходит. В ходе исследования выяснилось, что в возрасте между 12 и 16 годами навыки общения у подростков все-таки могут незначительно, совсем незначительно снижаться в случае активного использования соцсетей. Но не у всех, а только у тех, у кого повышена социальная тревожность.

Исследователи не обнаружили влияния офлайн-общения на общение в онлайне. По тому, насколько активно ребенок или подросток общается со сверстниками в реальной жизни и насколько хорошо у него развиты социальные навыки, нельзя предсказать, как активно он будет пользоваться соцсетями.

Сравнение результатов, показанных мальчиками и девочками, показало, что пол никак не влияет на взаимосвязь между общением онлайн и офлайн.

Интересно, будет ли замечена эта научная работа массовыми СМИ, в которых политики, психологи, педагоги, родители дружно заявляют о страшном вреде, который соцсети наносят детям и подросткам.

Авторы:
Алексей Скворцов
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
25.04.2024
Редакция ADPASS
22.04.2024
Редакция ADPASS
18.04.2024
Редакция ADPASS
08.04.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?