По времени просмотра видеоконтента соцсети Instagram* и Facebook* превосходят на глобальном уровне видеосервис YouTube и отстают только от изначально заточенного на видео TikTok. При этом среднесуточное время просмотра на YouTube сокращается, а у крупнейших соцсетей растет. В России YouTube пока остается лидером по охвату и времени. Параллельно на мировом уровне идет процесс превращения видеостримингов в новое платное ТВ. В США в третьем квартале этого года они превзойдут платное ТВ по выручке, а, по некоторым данным, на глобальном рынке медиа и развлечений уже превзошли.
Netflix передал российский стриминг пиратам
В первом полугодии рост выручки российских онлайн-кинотеатров почти остановился. Общие доходы стриминговых сервисов составили 25,9 млрд рублей, что всего на 5% больше, чем годом ранее. По оценкам аналитиков, это минимальный рост за последние пять лет. Эксперты связывают резкое замедление с уходом Netflix, на который приходилась почти десятая часть всех доходов, и отсутствием голливудских новинок — западные фильмы и сериалы пользователи ищут на пиратских сервисах, а не в библиотеках российских платформ.
«Кинопоиск» потеснил конкурентов
Принадлежащий «Яндексу» «Кинопоиск» впервые оказался на первом месте по доле выручки, следует из данных опубликованного компанией TelecomDaily отчета «Рынок онлайн-видео 2021-2022». Рыночная доля сервиса достигла 23,2%, что соответствует приблизительно 6 млрд рублей выручки. Годом ранее доля «Кинопоиска» составляла всего 13%. Почти двукратный рост доходов позволил «Кинопоиску» сместить предыдущего лидера — ivi. Доля конкурента выросла всего на 0,8% до 22,8%, за счет чего сервис опустился на второе место.
Ксения Болецкая, директор «Яндекса» по взаимодействию с индустрией, рассказала РБК, что рост выручки обусловлен не только увеличением доходов от подписки, но и появлением новой статьи дохода — продажи оригинальных проектов «Кинопоиска» телеканалам и другим онлайн-кинотеатрам.
В число оригинальных проектов «Кинопоиска» входят «Майор Гром: Чумной доктор», «Топи», «Последний министр», «Проект „Анна Николаевна“», «Пищеблок», «Триггер», «Мажор. Фильм», «Нулевой пациент», в также другие фильмы и сериалы. В августе 2021-го «Яндекс» подписал соглашение с каналом СТС (входит в одноименный медиахолдинг, который является частью «Национальной медиа группы») о трансляции в эфире сериала «Пищеблок». Примерно в то же время было подписано соглашение о показе сериалов «Кинопоиска» на телеканалом «TV1000 Русское Кино» (входит в группу компаний Viasat).
На третье место вышел принадлежащий «Ростелекому» Wink c долей 12,7%. Размер доли запущенного «Национальной медиа группой» (НМГ) онлайн-кинотеатра More.tv, который месяц назад объединился с Wink, TelecomDaily не указывает.
На четвертом месте по доле рынка оказался Okko (11,9%). В конце мая «Сбер» продал Okko и четыре других экосистемных проекта зарегистрированной несколькими месяцами ранее компании «Новые возможности». Замыкает пятерку лидеров экосистемный проект «Мегафона» Start. На него пришлось 5,7% общей выручки стриминговых сервисов.
Зарубежные кинотеатры отдали долю пиратам
По расчетам TelecomDaily, 5 из 15 крупнейших видеосервисов потеряли до 70% выручки на российском рынке. Сильнее всего пострадали Netflix, YouTube и украинский Megogo, ограничившие возможность оплаты для российских пользователей. В январе Netflix был на четвертом месте как по числу пользователей (сервис использовали 21,7% россиян), так и по доле платных подписчиков (10,8%). По итогам первой половины 2021 года на него приходилась почти десятая часть общих доходов стриминговых сервисов. Megogo смотрела почти пятая часть респондентов, при этом 6,8% зрителей оформляли платную подписку.
Падение выручки также зафиксировала специализирующаяся на зарубежном контенте «Амедиатека» — ее доходы сократились на 10%. Выручка Rutube сократилась на 12% год к году. Аналитики TelecomDaily связывают это c «техническими проблемами». Очевидно, речь идет о самой мощной хакерской атаке за историю существования сервиса, в результате которой было поражено до 90% резервных копий, а также более 75% инфраструктуры и баз основной версии видеохостинга.
Эксперты отмечают, что, несмотря на укрепление позиций и рост выручки российских онлайн-кинотеатров, от ухода зарубежных конкурентов выиграли в первую очередь пираты. Так, именно на пиратские сервисы перешла аудитория Netflix. Пользователи, оформлявшие подписку на сервис, были заинтересованы именно в оригинальных проектах, которые невозможно найти в библиотеках конкурентов, объясняет Денис Кусков, главный редактор TelecomDaily.
На резкое снижение выручки видеосервисов повлияла и отмена голливудских премьер. Часто такие фильмы не включались в основную подписку, а монетизировались с помощью других моделей, уточняет Кусков. Одна из них — EST (Electronic Sell-Through). В этом случае пользователь покупает у стриминга отдельный фильм или сериал. Вторая модель — TVOD (Transactional Video on Demand) — предполагает, что зритель арендует отдельную единицу контента на ограниченный период времени. Раньше такие схемы приносили онлайн-кинотеатрам до 11% выручки, рассказал эксперт. Сейчас, по словам Кускова, эта доля снизилась до 9%, причем значительная часть дохода обеспечена новинками, вышедшими в январе-феврале. Сокращение доходов онлайн-кинотеатров также обусловлено снижением покупательской способности аудитории.
За последние пять месяцев число запросов на скачивание приложений пиратских онлайн-кинотеатров выросло более чем в четыре раза, следует из данных аналитики Google Trends. Так, число запросов на скачивание приложения пиратского онлайн-кинотеатра Zetflix за период с 24 февраля по 29 июля увеличилось на 300-400%
Рекламные доходы измельчали
Наряду с явным снижением темпов роста продолжается снижение доли рекламной модели. Если в первом полугодии 2021-го на доходы от этой модели приходилось 16,5% выручки онлайн-кинотеатров (более 4 млрд рублей), то сейчас — всего 11% (2,8 млрд), говорится в отчете.
Ранее в компании J’son & Partners Consulting предположили, что по итогам года из-за ухода мировых брендов и ограничений лицензионных прав на кино и сериалы рекламная выручка российских онлайн-кинотеатров снизится на 60%. При этом общие доходы видеосервисов, по прогнозам экспертов, снизятся на 46% до 53,2 млрд рублей.
Лучшее в блогах
Вам понравится
Журнал The Spirits Business посвятил целый номер рейтингам. Алкогольные бренды сравниваются друг с другом и с представителями своей категории напитков по объему продаж, темпам роста, активности в соцсетях в 2023 году. Приятно отметить, что российские бренды выступили очень достойно, особенно в национальном виде спирта – водке.
Американское медийное агентство Horizon Media распространило доклад «Новый средний возраст» (The New Middle Age), в котором предлагает новый подход к определению среднего возраста. Согласно исследованию, люди в разном возрасте по разному определяют, когда начинается и заканчивается этот этап жизни. Маркетологи, ориентируясь в первую очередь на молодых, недооценивают число людей среднего возраста, а, главное, их платежеспособность – в США покупательная способность этих людей составляет от $2 трлн до $4,5 трлн.
Россияне жить не могут без маркетплейсов. Но удобство покупок, безграничный ассортимент, экономия времени имеет обратную сторону в виде проблем с качеством товаров, доставкой и отсутствием консультирования. Центр социального проектирования «Платформа» изучил отношение населения к маркетплейсам, чтобы оценить, нуждается ли сектор в дополнительном регулировании.
ПОДПИСКА
ВАШ ЗАПРОС ДОСТАВЛЕН
О блогах ADPASS: правила, рекомендации, ответы на вопросы