14.06.2022, 10:00

Медиаагентства раздвинулись перед экосистемой «Сбера»

В 2021 году рекламный рынок укрупнялся, следует из ежегодного рейтинга медиаагентств Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) и Sostav.ru. Рыночная доля холдингов из топ-6 увеличилась до 55% (318 млрд рублей). На медиагентства из первой десятки пришлось почти 39% оборота индустрии. И в ней стало теснее: в топ-5 попал «Сбермаркетинг», в 2020-м занимавший 14-ю строку.

Рекламное статус-кво

За время пандемии шести крупнейшим рекламным группам удалось нарастить рыночную долю более чем на 10 процентных пунктов: их биллинг достиг 317,9 млрд рублей и составил 55% от оборота рекламной индустрии, который АКАР оценила в 578,3 млрд рублей в 2021 году. В 2020-м этот показатель составил более 53%, а в предкризисном 2019-м — только 42%.

Существенно улучшили свои результаты и медиаагентства из первой десятки. Их доля рынка вплотную приблизилась к 40-процентной отметке — выросла до 38,8% (219 млрд рублей). По итогам 2020-го она достигла 32,5%, а в 2019-м — лишь 28%.

Расстановка сил в топ-6 холдингов в последние годы не меняется. Лидерство пятый год подряд сохраняет OMD OM Group. В этот раз бюджеты под управлением группы увеличились почти на треть: с 67,2 млрд до 97,1 млрд рублей, на 30,8%. Это одни из самых высоких темпов роста в топ-6 рекламных групп. Сопоставимые показатели у занявшей третью строчку Publicis Groupe Russia (с апреля бизнес компании перешел к российской группе «Родная речь») — 30,9%. У Dentsu Russia (2-е место) и АДВ (4-е место) биллинги выросли на 21,7% и 23,7% соответственно, у GroupM (с мая Group4Media, 6-е место) — на 12%. Биллинг занявшей пятое место Media Direction Group увеличился на 0,3%. По данным АКАР, рекламный рынок в 2021 году вырос по сравнению с 2020-м на 22%.

Рейтинг медиахолдингов 2022

по объему медиазакупок в 2021 году

Место

Холдинг/Группа

Всего (млн руб., без НДС)

Место 2021

Всего в 2020

1

OMD OM Group

97 116


OMD Optimum Media

31 301


Media Instinct

26 020


United Partners

13 921


SkyTEC*

12 846


Easy Media

4 843


Media Pulse

3 246


OMD AMS

2 742


Mediaplan

1 922


Next Level

275

1

67 176


2

Dentsu

79 280


Carat

31 868


Dentsu X

30 602


People& Screens

12 725


iProspect

2 858


All Agency

1 227

2

65 129


3

Publicis Media

48 117


Starcom

18 895


StarLink

15 019


Zenith

8 199


Perfomics

2 268


Spark Foundry

1 991


RealWeb**

1 805

3

36 787


4

АДВ

40 885


Havas Media

16 900


Initiative

10 022


Arena

6 753


UM Russia

6 194


Adlabs

699


Hadi

317

4

33 053


5

Media Direction Group

26 429


OMD Media Direction

10 940


PHD

9 168


Media Wise

4 454


Proximity Media

1 867

5

26 357


6

GroupM

26 012


Wavemaker

11 026


MediaCom

10 096


Mindshare

4 890

6

23 226


7

NMi Group

15 215


Multitec

14 390


NM Science

439


PPA

386

7

10 161


8

ГК «Игроник»

9 069


«Игроник»

8 665


I-Brand***

391


«Медиа рум»

12


Art Union***

1

8

3 233


9

SA Media Group

8 110


Smart View

4 836


Total View

2 609


SA Digital

665

10

2 550


10

ГК MGCom

8 027


Artics Internet Solutions

5 029


MGCom

2 988


Biplane

10


11

icontext group

6 005


icontext

5 498


Registratura

507


12

Mediaplus Group

3 574


Mediaplus

3 006


Mediaplus Digital

415


MAGMA

153

9

3 042


13

Deltaplan Group

3 301


Deltaplan

2 971


DeltaClick

330

11

2 318


14

Twiga

2 207


Media First

1 421


Twiga Digital

786

12

855


Место

Холдинг/Группа

Всего

(млн руб., без НДС)

1

OMD OM Group

97 116

OMD Optimum Media

31 301


Media Instinct

26 020


United Partners

13 921


SkyTEC*

12 846


Easy Media

4 843


Media Pulse

3 246


OMD AMS

2 742


Mediaplan

1 922


Next Level

275


2

Dentsu

79 280

Carat

31 868


Dentsu X

30 602


People&Screens

12 725


iProspect

2 858


All Agency

1 227


3

Publicis Media

48 177

Starcom

18 895


StarLink

15 019


Zenith

8 199


Perfomics

2 268


Spark Foundry

1 991


RealWeb**

1 805


4

АДВ

40 885

Havas Media

16 900


Initiative

10 022


Arena

6 753


UM Russia

6 194


Adlabs

699


Hadi

317


5

Media Direction Group

26 429

OMD Media Direction

10 940


PHD

9 168


Media Wise

4 454


Proximity Media

1 867


6

GroupM

26 012

Wavemaker

11 026


MediaCom

10 096


Mindshare

4 890


7

NMi Group

15 215

Multitec

14 390


NM Science

439


PPA

386


8

ГК «Игроник»

9 069

«Игроник»

8 665


I-Brand***

391


«Медиа рум»

12


Art Union***

1


9

SA Media Group

8 110

Smart View

4 836


Total View

2 609


SA Digital 

665


10

ГК MGCom

8 027

Artics Internet Solutions

5 029


MGCom

2 988


Biplane

10


11

icontext group

6 005

icontext

5 498


Registratura

507


12

Mediaplus Group

3 574

Mediaplus

3 006


Mediaplus Digital

415


MAGMA

153


13

Deltaplan Group

3 301

Deltaplan

2 971


DeltaClick

330


14

Twiga

2 207

Media First

1 421


Twiga Digital

786


* Группа OMD OM выступала баинговым партнером агентства SkyTEC Media в 2021 году

** В феврале 2020 года было заключено соглашение о стратегическом партнерстве между RealWeb и Publicis Media в формате баингового альянса
*** В 2022 Strong Advertising присоединилась к ГК «Игроник» на правах постоянного члена группы

Агентство Carat (Dentsu Russia) второй год подряд сохраняет первое место. В 2021-м его биллинг составил 31,8 млрд рублей, на второй строчке с 31,3 млрд рублей — OMD Optimum Media (OMD OM Group). Замыкает тройку лидеров Dentsu X (30,6 млрд рублей), потеснившее в компанию Media Instinct, которая по итогам 2021 года заняла четвертую позицию с биллингом 26 млрд рублей. Новичком в пятерке лидеров стало агентство «Сбермаркетинг» с биллингом 20,1 млрд рублей. Компания вошла в топ-5 впервые. Ей удалось существенно улучшить свою позицию: в 2020-м она заняла 14-е место с 7,69 млрд рублей.

Вошедшие в рейтинг 98 медиаагентств увеличили свои показатели на 41%. Их суммарный биллинг — 425,2 млрд рублей против 301,2 млрд рублей в 2020-м, когда в рейтинге приняли участие 95 компаний.

Рейтинг медиаагентств 2022

по объему медиазакупок в 2021 году*

МестоАгентствоБиллинг (млн руб., без НДС)Место в 2021Биллинг в 2020
1Carat31 868125 374
2OMD Optimum Media31 301223 117
3Dentsu X30 602416 197
4Media Instinct26 020319 254
5«Сбермаркетинг»20 131147 690
6Starcom18 895514 541
7Havas Media16 901613 356
8StarLink15 019711 546
9Multitec14 391109 812
10United Partners13 921
11SkyTEC12 846214 430
12People&Screens12 725196 070
13Wavemaker11 026138 262
14OMD Media Direction10 940910 056
15MediaCom10 096167 457
16Initiative10 022810 824
17PHD9 168119 549
18«Игроник»8 665243 232
19Zenith7 902176 103
20Arena6 753282 760
21UM Russia6 194223 783
22icontext5 49860510
23Artics Internet Solution5 029272 766
24MindShare4 890157 506
25Easy Media4 843253 215
26Smart View4 836381 513
27Media Wise3 246186 093
28Media Pulse3 246204 708
29КГ «Муви»3 159322 514
30Mediaplus3 006332 273
МестоАгентствоБиллинг (млн руб., без НДС)
1Carat31 868
2OMD Optimum Media31 301
3Dentsu X30 602
4Media Instinct26 020
5«СберМаркетинг»20 131
6Starcom18 895
7Havas Media16 901
8StarLink15 019
9Multitec14 391
10United Partners13 921
11SkyTEC12 846
12People&Screens12 725
13Wavemaker11 026
14OMD Media Direction10 940
15MediaCom10 096
16Initiative10 022
17PHD9 168
18«Игроник»8 665
19Zenith7 902
20Arena6 753
21UM Russia6 194
22icontext5 498
23Artics Internet Solution5 029
24MindShare4 890
25Easy Media4 843
26Smart View4 836
27Media Wise3 246
28Media Pulse3 246
29КГ «Муви»3 159
30Mediaplus3 006


*Мы публикуем первые 30 позиций рейтинга. Полную версию можно посмотреть здесь.

Интернет раздора

Участники рынка неоднократно заявляли, что методология рейтинга несовершенна и не позволяет учитывать значительную часть бюджетов, приходящихся на сегмент интернет-рекламы. В прошлом году они характеризовали расхождения в части бюджетов в цифровом сегменте как «наиболее драматичные».

В этом году рабочая группа АКАР и Sostav.ru изменила методологию подсчета в интернет и радио-сегментах, сообщили составители рейтинга. До сих пор некоторые интернет-ресурсы не оценивались из-за входящего трафика, который определялся как платный, но не принадлежал владельцу площадки, уточнили они. С этого года была введена категоризация доменов и определения долей такого трафика для каждой категории с помощью опроса агентств, благодаря чему стала возможна оценка таких доменов. По словам составителей, это позволило более точно оценить бюджеты агентств в данных рекламных каналах. В результате на фоне изменений в методологии подсчета в интернет-сегменте в рейтинг вошло 11 новых агентств, специализирующихся на performance-размещениях, рассказали представители рабочей группы.

В основу расчета биллингов медиаагентств при закупках интернет-рекламы положены данные измерителя интернет-аудитории компании Mediascope, которая предоставляет информацию об объемах размещения рекламы в сети. Учитывается медийная интернет-реклама (баннеры и видео) и performance-размещение (поисковая реклама и реклама в соцсетях). Для определения доли бюджета рекламодателей на медийную рекламу в интернете проводился опрос агентств. Он позволил выявить среднюю долю, пришедшуюся на медийную рекламу в бюджете, который рекламодатели выделили на размещение в интернете. Для оценки бюджетов performance-рекламы компания Digital Budget предоставила данные о трафике на домены рекламодателей, собранные Similarweb. Бюджеты performance-рекламы суммировались с бюджетами на медийную рекламу.

Методология рейтинга в этом году «сделала серьезный шаг вперед», считает Дмитрий Орченко, директор по клиентскому бизнесу Dentsu Russia. По его мнению, в части performance были корректно учтены маркетплейсы, стриминговые сервисы, а также размещения на сервисах порталов. Но Орченко отметил, что пока не найден способ измерения соцмедиа и вендорских бюджетов, что бьет по агентствам с большой долей клиентов, размещающихся в интернете.

Методы оценки баннерной и видеорекламы стали более точными, благодаря включению в них данных Ассоциации развития интерактивной рекламы по performance video, согласен Михаил Одиноков, директор по аналитике данных «АДВ Tech». По его словам, в расчеты по контекстной рекламе и в соцсетях впервые включили рекламодателей из сегмента e-commerce, что позволило отразить важность и активный рост этого рынка в России.

Рейтинг групп представляется более релевантным по сравнению с рейтингом агентств, полагает Дмитрий Бартенев, генеральный директор Media Instinct Group. Текущая процедура составления рейтинга не предусматривает верификацию бюджетов клиентов, что и привело к завышению биллингов агентств, считает он. Ольга Барская, вице-президент по развитию бизнеса OMD OM Group отметила, что в этом году было особенно много вопросов, связанных не с методологией рейтинга, а с соблюдением регламентов составления и процессом подсчета, принятых всеми участниками рынка.

Однако изменения в методологии по-прежнему не позволяют корректно оценивать обороты компаний, основной бизнес которых сосредоточен в интернет-сегменте. Показатели крупнейших холдингов, работающих с цифровой рекламой, остались недооцененными.

Так, по оценке составителей, биллинг группы MGCom — одного из крупнейших игроков в сегменте контекстной и performance-рекламы — составил 8,027 млрд рублей. В результате в рейтинге рекламных холдингов она оказалась на десятом месте. В рейтинге медиаагентств входящие в MGCom компании Artics Internet Solutions, MGCom и Biplane заняли 23-е, 31-е и 94-е места с биллингами 5,029 млрд, 2,988 млрд и 10 млн рублей соответственно. Между тем, по данным «СПАРК», совокупная выручка этих трех компаний в 2021 году была почти в четыре раза выше — 30,24 млрд рублей. У ООО «Артикс ИС» она составила 8,59 млрд, у ООО «Эмджиком» — 20,56 млрд, у ООО «РА „Биплан Медиа“» — 1,09 млрд рублей. С такими показателями в рейтинге групп MGCom могла бы претендовать на место первой пятерке, а как агентство MGCom опередило бы «Сбермаркетинг», занявший пятую позицию в рейтинге медиаагентств.

Авторы:
Тимур Бордюг
Анастасия Горшкова
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
09.04.2024
Createrra
05.04.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?