В ЦСР полагают, что первыми от введения инфраструктурного платежа пострадают потребители. Рост онлайн-цен, по оценке центра, составит минимум 5%, при том, что уровень годовой инфляции в стране уже приблизился к 7%. Далее начнется торможение развития сервисов в e-com-сегменте, чьи потребители отличаются высокой чувствительностью к качеству услуг. Оба этих фактора приведут к снижению покупательской активности.
Могут пострадать рынок труда, малый и средний бизнес. Объем несозданных рабочих мест в ЦСР оценивают в 297 тыс. сотрудников, а 200 тыс. предпринимателей не смогут открыть свое дело.
«Развитие рынка E-comm замедлится почти в два раза и произойдет это прежде всего из-за невозможности маркетплейсов инвестировать в цифровые решения и инфраструктуру – склады, сортировочные центры, логистика, цифровые сервисы для продавцов и покупателей, пр. Объем недоинвестированных капитальных затрат к 2027 году может составить 580 млрд рублей. В результате чего бюджет страны за три года недополучит 2,3 трлн рублей налоговых отчислений. Причем данные негативные эффекты могут быть существенно больше, так как рынок E-comm связан с такими опорными отраслями экономики страны как недвижимость, логистика, финансовый сектор и др.» — считает заместитель генерального директора ЦСР Лора Накорякова.
По мнению центра, убытки «Почты России» могут быть покрыты за счет дополнительных налоговых поступлений от «обеления» продавцов. В ЦСР не без оснований полагают, что часть селлеров не платит налоги полностью, и предлагают поручить их «обеление» маркетплейсам. Однако наличие нескольких налоговых режимов с разным порядком расчета налога (НПД, НДФЛ, УСН, налог на прибыль и т.д.) не позволяет просто возложить на маркетплейсы обязанность исчислить, удержать и перечислить в бюджет налог с каждой транзакции продавца.
Поэтому в ЦСР предложили два более простых инструмента «обеления»: возложить упрощенную функцию налогового агента на маркетплейсы или обязать их передавать в ФНС России информацию о доходах всех продавцов.
В первом случае маркетплейс должен будет удерживать с каждой выплаты продавцу некую сумму по общей налоговой ставке (например, 1%), а затем перечислять ее в бюджет. В налоговый период продавец рассчитает свой налог в соответствии с применяемым режимом и зачтет ранее уплаченную маркетплейсом сумму. Следствием такого подхода станет то, что недобросовестный селлер заплатит налог в бюджет, а добросовестный не почувствует никаких изменений.
При этом эксперты центра отмечают два недостатка такого решения: сокращение оборотных средств продавцов, так как платеж будет взиматься до момента, предусмотренного Налоговым кодексом, и то, что такой платеж не всегда будет отражать реальную налоговую нагрузку предпринимателя.
Второй вариант, предложенный ЦСР, подразумевает регулярную передачу онлайн-платформами в ФНС информации обо всех доходах, полученных на маркетплейсах теми продавцами, которые обязаны уплачивать налог с них в России. Полученная таким образом информация далее может использоваться ФНС для выявления недобросовестных продавцов, которые не уплачивают налоги со своих доходов в положенном объеме.
Единственным, да и то формальным, недостатком второго решения является сложность его администрирования налоговыми органами, считают в центре. Налоговикам будет необходимо проводить сверки для выявления недобросовестных селлеров на маркетплейсах и затем проводить мероприятия налогового контроля (взыскивать налоги, штрафы или пени).