25.01.2022, 15:51

Как заработать в метавселенной

В октябре прошлого года Марк Цукерберг объявил о планах создать свою метавселенную и переименовал компанию в Meta. Он рассказал о больших инвестициях в разработку VR-очков, в собственную игровую платформу и в виртуальный мир без экранов. В течение 10 лет, по его замыслу, каждый седьмой житель планеты (более 1 млрд человек) станет пользователем метавселенной. Этот тренд мгновенно подхватили крупнейшие международные компании — Microsoft, Roblox, Nike, модные дома от Gucci до Ralph Lauren. Однако концепция метавселенной все еще туманна. Что это такое и как она может быть полезна маркетологам — в материале ADPASS.

Что такое метавселенная?

Слово «метавселенная» было придумано писателем-фантастом Нилом Стивенсоном для описания виртуального мира, в который люди сбегают из реального мира, превратившегося в антиутопию (научно-фантастический роман «Лавина»).

Сейчас этот термин обозначает набор виртуальных миров (virtual reality), в которых пользователи в виде аватаров (виртуальных персонажей или цифровых версий самих себя) могут создавать контент, взаимодействовать друг с другом и с объектами этого виртуального мира, а также покупать различные цифровые продукты в виде NFT. Для входа в одни метавселенные понадобится только смартфон или ПК, для других — VR-очки и другие гаджеты.

Как пишет издание о маркетинге AdAge, метавселенная находится на ранней стадии разработки, и поэтому ее параметры и возможности, в том числе связанные с маркетингом, все еще определяются технологическими компаниями, платформами и разработчиками AR/VR. Метавселенная представляет собой сочетание расширенной реальности (XR — Extended reality), игр, социальных сетей и криптографии и, таким образом, предлагает уникальный путь для привлечения аудитории, ориентированной на цифровые технологии.

Источник: Roblox

Большинство созданных метавселенных — это результат партнерства бренда и игровой платформы. В этих виртуальных мирах может быть что угодно: от мини-игр и концертов до вечеринок в виртуальных магазинах. Например, игровая платформа Roblox сконструировала метавселенные уже нескольким брендам. Так, Nike создал «Nikeland» на Roblox. В «Nikeland» есть выставочные залы, мини-игры и брендированная цифровая одежда. Ralph Lauren, Forever 21, Gucci, Chipotle и Hyundai также построили брендированные миры на основе этой платформы.

NFT как точка входа в метавселенную

Незаменяемые токены (NFT) — это цифровые сертификаты, которые подтверждают факт владения уникальным цифровым объектом. Эти объекты, в свою очередь, существуют в блокчейне (база данных, которая одновременно хранится на множестве компьютеров). Поскольку технология блокчейна будет лежать в основе децентрализованной организации метавселенной, ожидается, что NFT будут играть большую роль в этом пространстве — от использования в качестве вознаграждения в видеоиграх типа «играй, чтобы заработать», до создания идентичности в качестве социальных активов.

Сейчас NFT — это нишевая область, направленная на коллекционеров и фанатские сообщества. Как сообщал изданию ADPASS Илья Хоффман, управляющий партнер консалтинговой компании VDI, «на фоне развития криптокультуры возникает новый тип коллекционеров и предпринимателей». По мере того, как люди разбираются в теме, из области экспериментов NFT перетекает в мейнстрим.

Российские бренды в этом вопросе не отстают: группа Little Big выпустила свои уникальные токены, известный спортсмен Хабиб Нурмагомедов распродал свои фирменные цифровые карточки и заработал на этом тысячи долларов, Epica выпустила NFT-йогурт, даже Эрмитаж не остался в стороне и заработал на «Мадонне Литте» Леонардо да Винчи более $150 тыс. Якутские разработчики видеоигр пошли дальше и создали первую российскую метавселенную.

Чем полезен выпуск брендированных NFT с точки зрения маркетинга?

— создает ажиотаж вокруг бренда

— формирует сообщество

— бренд может разработать систему эксклюзивных вознаграждений держателям фирменных уникальных токенов

— многие выпуски NFT, или «дропы», содержат благотворительный компонент — как правило, в форме пожертвования выручки от аукциона соответствующей благотворительной организации.

Ранее ADPASS рассказывал о том, что для продвижения брендов маркетологи активно используют NFT. Модные дома создают NFT-коллекции и одевают в них Барби, крупнейшие новостные издания продают свои снимки в виде токенов, а спортсмены — от Дерека Джетера до Хабиба Нурмагомедова выпускают свои фирменные токены для преданных (и обеспеченных) фанатов.

Спонсорские мероприятия в VR

Еще одна точка входа в метавселенную — спонсорские мероприятия. Например, поп-звезда Ариана Гранде проводила виртуальный концерт на одной из крупнейших игровых платформ Fortnite. На концерте «присутствовало» более миллиона человек, и после него популярность и просмотры звезды заметно выросли.

Источник: Fortnite

Почему люди платят реальные деньги за виртуальные вещи?

Активы в метавселенной помогают повысить статусность, как пишет AdAge. Так же, как потребитель может купить себе свитер Gucci в реальности, он может купить цифровую версию своего трехмерного персонажа или аватара, чтобы щеголять в метавселенной. Именно поэтому на передовой метавселенных так много модных брендов.

Помимо статусности, виртуальные предметы могут открыть особые возможности: бренд может предложить ранний доступ к будущим коллекциям или подарить покупателю физическую версию продукта. Так бренды могут использовать метавселенную в качестве моста между реальным и цифровым мирами.

Что нужно, чтобы стать пользователем метавселенной?

Технология доступа к метавселенной все еще разрабатывается, и необходимые инструменты будут варьироваться от платформы к платформе. Метавселенная Цукерберга зависит от ее гарнитур Oculus, тогда как Roblox просто требует наличие смартфона или персонального компьютера. NFT и криптовалюты существуют на технологии блокчейна, к которой не так просто получить доступ, однако эта область становится все более массовой.

Насколько метавселенная заботится о защите данных?

В то время как сформированные платформы, такие как Roblox, представляют меньший риск (конечно, всегда случаются сбои), неустойчивый рынок NFT сталкивается с широким спектром проблем: от мошенничества до взломов криптокошельков. В идеальном мире метавселенная может стать убежищем для конфиденциальности данных из-за криптографической природы технологии блокчейна. Однако, станет ли это реальностью, пока рано судить, утверждает AdAge.

Сейчас бренды аккуратно экспериментируют с концепцией метавселенной через партнерство с устоявшимися платформами (Roblox, Decentraland, The Sandbox) и торговыми площадками NFT (OpenSea, Dapper Labs).

Государства пока никак не реагируют на этот тренд — страны только начинают регулировать криптовалюты, которые появились еще несколько лет назад. Очередь до метавселенных, вероятно, дойдет нескоро.

Однако метавселенная не всем пришлась по нраву: основатель и бывший глава Sony Кэн Кутараги назвал метавселенную «бессмыслицей». Основатель Evernote Фил Либин заявил, что ажиотаж вокруг метавселенной напоминает ему коммунистическую пропаганду, которой он подвергался в детстве в Советском Союзе.

Авторы:
Диана Добродий
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
29.10.2024
маркетингово-коммуникационная группа Logos Group
29.10.2024
Редакция ADPASS
11.10.2024