29.10.2021, 17:51

Метаберг, Метабук, Метаграм

Основатель Facebook Марк Цукерберг переименовал свою компанию, которая теперь называется Meta. Хотя капитализация переименованного Facebook на фоне этих заявлений выросла, у экспертов новая инициатива миллиардера вызвала скепсис. Истинная причина переименования — токсичность главного актива миллиардера, считают они.

Жизнь после Meta

Название Meta Platforms, Inc., которое Цукерберг представил с 28 на 29 октября, должно указывать на то, что Facebook Inc. перерос возможности просто социальной сети. Презентация миллиардера транслировалась через Facebook. По мысли своего создателя, его соцсеть теперь часть метавселенной. Символом нового бренда стала синяя лента Мебиуса, символизирующая бесконечность. На презентации Цукерберг пояснил, что ему нравится греческое слово Meta, которое означает «после». Сам Цукерберг связывает это слово с дальнейшим развитием своей компании и возможностью «построить что-то еще».

Новый бренд акцентирует внимание на метавселенной, в которой человеку не нужны будут экраны и которая создаст у пользователя эффект присутствия, рассказал Цукерберг. Компания переходит на новый бренд с момента объявления о его создании, то есть с четверга. Миллиардер пообещал разделить финансовую отчетность экс-Facebook на два блока. Первый будет посвящен деятельности всех приложений Meta, второй — работе технологий виртуальной реальности. Предприниматель спрогнозировал, что в течение десятилетия количество пользователей его метавселенной достигнет 1 млрд человек. Число пользователей социальной сети Facebook, заходящих на платформу не реже одного раза в месяц, по всему миру превысило 2,9 млрд, свидетельствует корпоративная отчетность самой компании, суммарно приложения компании посещают 3,6 млрд человек в месяц.

До конца непонятно, как эти нововведения будут соотносится с работой основных бизнес-подразделений Facebook Inc. — соцсетей Facebook и Instagram, мессенджеров WhatsApp и Facebook Messenger, гарнитур виртуальной реальности Oculus и других активов. Цукерберг пообещал, что в ходе ребрендинга названия всех этих сервисов не изменятся.

Meta, да не та

Презентация Цукерберга длилась час, но объявление о переименовании компании миллиардер сделал под конец своего выступления. Сразу после этого ценные бумаги Facebook Inc. на NASDAQ выросли чуть более чем на 3%. Когда шумиха спала, рост акций остановился на отметке 1,5%.

На фоне ажиотажа неожиданно заработала тезка компании Цукерберга — канадская Meta Materials, производящая композитные материалы из металлов и пластмасс. Новая компания миллиардера Meta Platforms, Inc. на момент презентации еще не была зарегистрирована на бирже, запланированное начало торгов под новым названием MVRS — первое декабря. Часть инвесторов, не разобравшись, принялась скупать акции канадской компании. В результате рост ее акций на пике составил 25%, а рыночная капитализация достигла $1,5 млрд. Для сравнения: состояние Цукерберга после презентации увеличилось на сопоставимую сумму — $1,75 млрд и составило $118 млрд, по данным Bloomberg Billionaires Index. Во II квартале доходы Facebook от рекламы достигли $28,3 млрд. Капитализация Facebook Inc. на 28 октября составила $894 млрд.

Токсичный актив

Facebook давно и с завидной регулярностью становится фигурантом различных скандалов. Одна из самых громких историй — выборы в США в 2016 году. Демократическая партия до сих пор не может простить Facebook и Цукерберга, считая, что именно агитация в этой социальной сети сыграла едва ли не решающую роль в победе Дональда Трампа. Осень 2021 года выдалась для Facebook особенно напряженной. Сначала соцсеть обвинили в негативном влиянии на подростков и в том, что она закрывала глаза на дезинформацию.

В конце октября разразился новый скандал: злоумышленники через группы в соцсети искали женщин в Азии и заманивали их в США для работы в сфере сексуальных услуг. Платформа якобы знала о существовании таких групп, но бездействовала. Выяснилось, что Facebook заботят не факты секс-торговли, а репутационные риски. Документы, компрометирующие корпорацию, опубликовала бывшая сотрудница Facebook Френсис Хауген. Среди обвинений есть и другие, не менее серьезные: распространение вредоносного контента и сложности с его модерацией, усугубление политических конфликтов из-за того, что лента соцсети продвигает сообщения радикальных сообществ.

Реакция на слухи о смене названия, распространявшиеся за неделю до презентации Цукерберга, была в основном пессимистичной, сказал Adweek вице-президент и аналитик Gartner Крис Росс. Он считает, что Цукерберг пытается скрыть фундаментальные ошибки поверхностными решениями. 

По-видимому, это больше связано с дистанцированием материнской компании от продукта Facebook, чтобы любая токсичность в Facebook оставалась внутри этого одного продукта, а не заразила другие бренды под родительским флагом, — сказала Adweek управляющий директор The Social Element в Северной Америке Эшли Куксли.

Аналитики сомневаются, что ребрендинг поможет корпорации справиться с имиджевыми проблемами. «Невозможно сказать, создаст ли Facebook новый социальный опыт в метавселенной, после которого не будет таких же проблем», — отмечает Эллисс Дик, аналитик по вопросам AR / VR в Фонде информационных технологий и инноваций.

Старые вопросы к новой вселенной

Переименованная корпорация Цукерберга, скорее всего, столкнется со старыми вопросами регулирующих органов о защите конфиденциальности пользователей, а также модерации вредоносного или оскорбительного контента в новых цифровых мирах своей метавселенной, пишет Bloomberg.

Сомнения вызывает и то, что гигантская соцсеть сможет органично вписаться в анонсированную Цукербергом метавселенную. Facebook слишком велик, чтобы не вызвать пожара, компания не сможет втянуть Facebook в метавселенную, сказал изданию AdAge генеральный директор рекламного агентства на условиях анонимности.

Переход от социальных сетей к метавселенной может помочь компании увернуться от некоторых из ее недавних проблем, полагает Линдси Хаган, вице-президент по маркетингу компании Conductor. Однако потребительское принятие дополненной и виртуальной реальностей происходит медленнее, чем прогнозировалось, указывает она.

В конце октября Цукерберг говорил, что только в 2021 году его компания инвестирует $10 млрд в программные VR- и AR-технологии, а также разработку соответствующего аппаратного обеспечения. Компания делает ставку на то, что эти технологии будут повсеместно использоваться и потребители адаптируются, говорит Марк Шмулик, аналитик Sanford C. Bernstein. Однако надо учитывать, что реализовывать эти проекты придется на деньги, которые зарабатывает Facebook. При этом очевидно, что создание метавселенной потребует огромных инвестиций без каких-либо гарантий, что идея взлетит.


Роман Овчинников,  Диана Добродий

Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Мир Рекламы Digital
Позавчера
LOOKY
03.05.2024
Пользователи LOOKY помогут ИИ создать нейроаватар к 9 мая

Соцсеть запустила акцию «Герои вне времени» по сбору фронтовых фото для обучения нейросети. День Победы — самый важный праздник для каждой семьи в России и других странах СНГ. Каждый год представители государств говорят о том, насколько важно сохранить память о героях тех лет. Всех нас с детства приучали к мысли, что война коснулась каждой российской семьи. Поэтому, когда речь заходит о коммуникации от лица брендов или блогеров, важно действовать максимально бережно и аккуратно. Команда импортозамещающей соцсети LOOKY с помощью технологий решила проложить мостик из прошлого в будущее, чтобы сберечь историческую память, и создать особенный нейроаватар в честь 9 мая — а помогут ей в этом пользователи в рамках акции «Герои вне времени».

Редакция ADPASS
24.04.2024
«Яндекс» и «Магнит» ставят на красное: маркетплейсы компаний выбрали одинаковые цвета для ребрендинга

Замыкающий тройку крупнейших в России маркетплейсов «Яндекс Маркет» объявил о ребрендинге. Компания сменила цветовую гамму с черно-бело-желтой на красно-желтую. Красный – цвет материнской компании онлайн-ритейлера «Яндекса», желтый – привычный цвет «Яндекс Маркета». До конца года маркетплейс поменяет десять тысяч вывесок на пунктах выдачи заказов (ПВЗ) и перекрасит три тысячи автомобилей. «Маркет» взял курс на ценовую конкуренцию с другими маркетплейсами, так как красно-желтые цвета прочно ассоциируются со скидками и распродажами, отмечают эксперты. Правда, по их словам, релиз логотипа получился смазанным: раньше аналогичные фирменные цвета представил маркетплейс «Магнит Маркет».

Как создать полезный гид
для предпринимателей?