Единый оператор объединил своих противников

Снять с рассмотрения скандальные поправки в закон «О рекламе», посвященные созданию единого оператора цифровой наружной рекламы и классифайдов и принятые в первом чтении, предложили участники круглого стола «Монополизация рынка рекламы: за и против», прошедшего сегодня в Госдуме. Инициатором мероприятия стала партия «Справедливая Россия», думская фракция которой голосовала против законопроекта. Эксперты и участники рынка высказывали самые разные предложения: от усиления роли Роскомнадзора и ФСБ в контроле за содержанием рекламы до национализации отрасли и передачи ее крупнейшим российским медиахолдингам — «Газпром-медиа» и «Национальной медиагруппе». С критикой законопроекта выступила и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) — головное ведомство, готовящее отзыв правительства на законопроект о едином операторе.

Поправки в закон «О рекламе» (законопроект №160605–8) депутат-единоросс Артем Кирьянов, заместитель председателя комитета по экономической политике, внес в Думу 8 июля — на следующий день после того, как нижняя палата парламента провела последнее заседание весенней сессии. Автор предложил установить особый режим распространения цифровой наружной рекламы и установки цифровых рекламных конструкций, а также размещения электронных объявлений физических лиц: создать единого оператора, который будет отвечать за размещение всей цифровой наружной рекламы и объявлений частных лиц, которые публикуются не в целях осуществления предпринимательской деятельности. 15 июля законопроект был принят в первом чтении на внеочередном пленарном заседании, для участия в котором депутатам пришлось прервать отпуска. За проголосовали 266 депутатов, против — 65, воздержались — 4.

По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) объем рынка наружной рекламы в России в 2021 году составил 38,3 млрд рублей. Прирост по отношению к «ковидному» 2020 году составил 40%. Быстрее всего росла цифровая наружная реклама: на 69%, до 14,7 млрд рублей.

«Передача всего рекламного электронного рынка в одни частные руки нарушает здравый смысл»

Круглый стол на правах хозяина открыл глава «Справедливой России» Сергей Миронов. «Понятно, что вопросы национальной безопасности стоят сейчас более, чем остро, — пояснил он необходимость встречи. — Но такая монополизация ни к чему хорошему не приведет. Это из серии, когда благими намерениями известно куда выстлана дорога. Передача всего рекламного электронного рынка в одни частные руки — это не только нарушение антимонопольного законодательства РФ, это нарушает и здравый смысл».

Участники обоих рынков — наружной рекламы и классифайдов, наперебой делились своими опасениями и пугали собравшихся последствиями принятия поправок Кирьянова. Выступили более 30 депутатов, экспертов, представителей компаний и общественных организаций, в том числе операторы наружной рекламы Gallery, Maer, «Постер», «Дрим», РИМ, «Мособлреклама», а также топ-менеджеры крупнейших маркетплейсов и интернет-сервисов — «Яндекса», «Авито», «Озона» и «Рамблера».

ЛДПР поддержала противников единого оператора

Одновременно со «Справедливой Россией» свой круглый стол, посвященный поправкам Кирьянова, провела фракция ЛДПР. Она также выступила против законопроекта о создании единого оператора цифровой рекламы, поскольку «это может привести к образованию неестественной монополии на рынке», сообщил портал «ДумаТВ» со ссылкой на лидера ЛДПР Леонида Слуцкого. В мероприятии участвовали «эксперты из числа представителей отрасли». Слуцкий заявил, что прописанная в законопроекте реформа приведет к тому, что «будут `убиты` десятки компаний в сфере наружной рекламы», на улице окажется 200 тысяч человек, а местные бюджеты недополучат огромные цифры по налогам. Депутат оценил суммарное изъятие из региональных бюджетов в несколько миллиардов рублей.

На круглом столе «Справедливой России» его организаторы подчеркивали, что законопроект поддерживает только «Единая Россия», а против выступают все остальные партии. Однако если поправки Кирьянова будут вынесены на второе чтения, то даже консолидированная позиция КПРФ, ЛДПР, «Справедливой России» и «Новых людей» не позволит противникам законопроекта получить большинство при голосовании: большинство мандатов в нижней палате парламенте у представителей «Единой России» — 324 из 450.

«Все уйдут в тень, или в даркнет, или к пиратам»

Представитель «Озона» Андрей Минаев заявил, что предложение схлопнуть сразу два рынка — цифровой наружной рекламы и классифайдов вызывает большое удивление и приведет к катастрофическим последствиям.

По словам Натальи Булаевой, директора правового департамента «Рамблера», рынок классифайдов уже урегулирован законом «Об информации». При этом большинство классифайдов зарегистрированы в Роскомнадзоре, взаимодействует с МВД и ФСБ. Часть компаний находится в списке системообразующих организаций, и их критические инфраструктуры надежно защищены. «Как только мы всех загоним к одному оператору, то все уйдут в тень, или в даркнет, или к пиратам, которые сейчас расцвели бурным цветом», — сказала Булаева и сообщила, что рынок пиратства на аудиовизуальных сервисах в России по последним данным вырос в этом году на 28%. По ее мнению, принятие поправок Кирьянова не имеет смысла и создаст социальную напряженность в обществе.

Схожие аргументы привел и гендиректор классифайда «Авито» Владимир Правдивый. «Принятие этой инициативы будет означать, что мы наказываем законопослушные компании и выталкиваем их пользователей в „серую“ зону», — подчеркнул он, предложив вообще исключить классифайды из законопроекта.

Деструктивным назвала институт единого оператора Евгения Волгина, первый заместитель гендиректора игрока номер два в наружной рекламе компании Gallery. По ее мнению, под правильной и обоснованной необходимостью защиты публичных интересов может произойти создание необоснованной и неестественной монополии одного хозяйствующего субъекта на десятки лет. Волгина считает, что рынок наружной рекламы сегодня «достаточно зарегулирован» и что последствия его принятия негативно отразятся на всех. Федеральные органы исполнительной власти передадут функции публичной власти конкретной коммерческой организации, а региональные власти потеряют контроль над городской средой. Для индустрии наружной рекламы монополизация — это разрушение. Представитель Gallery предложила решить проблему присутствия иностранцев в отрасли одним из двух способов: на законодательном уровне ограничить или полностью исключить участие иностранного капитала.

С ней согласился один из главных противников законопроекта, председатель комитета по защите конкуренции Госдумы Валерий Гартунг: «Можно просто распространить на рынок ограничение иностранного капитала в компании — этого будет достаточно».

Модерировать контент должны Роскомнадзор и ФСБ

Другие игроки рынка наружной рекламы спрогнозировали, что после принятия закона о едином операторе они лишатся своего бизнеса в течение года. С момента появления единого оператора в любом российском регионе до момента, когда обанкротится весь местный бизнес, пройдёт от 6 до 9 месяцев, сказал Игорь Лернер, гендиректор группы «Дрим». Это произойдет потому, что единый оператор будут пользоваться своим приоритетным правом размещения рекламных конструкций, что поставит региональных игроков в невыгодные условия.

По мнению Ильи Фомина, основателя медиагруппы «Рим», единый оператор бесплатно получит активы всех компаний на рынке наружной рекламы, стоимость которых сегодня оценивается примерно в 100 млрд рублей. Фомин считает, что для контроля выводимого на экран контента и безопасности системы его размещения, достаточно ввести единые требования к программному обеспечению, позволяющему передавать данные на цифровые экраны. Он отметил, что на российском рынке существует несколько отечественных программных продуктов, которые могли бы решить эту задачу.

Установить критерии лицензирования операторов наружной рекламы на уровне ФСБ и Роскомнадзора предложил Денис Зузик, исполнительный директор оператора «Майер групп». Он считает, что такая система позволит унифицировать управление рекламным контентом, сделать его более защищенным от вторжения извне и минимизировать риск взлома или распространения недостоверной, асоциальной информации.

Среди предложенных вариантов обеспечения национальной безопасности в наружной рекламе были и совсем экзотические. Илья Котов, председатель совета директоров компании «Реклама-Сервис» и член генсовета «Деловой России» рекомендовал национализировать отрасль наружной рекламы и передать ее одному из крупнейших российских медиахолдингов. «Если по каким-то высочайшим политическим причинам нужно создавать такого единого оператора <…> то — указом президента, по представлению председателя правительства, — сказал он. — У нас есть `Национальная медиагруппа`, `Газпром-медиа`, `Медиа 1` и другие медиахолдинги, такое решение должен принять президент относительно крупных медиагрупп». По мнению Котова, создание единого оператора — это как создание единой газеты, единого телеканала, единой радиостанции и единого оператора сотовой связи.

Слово «национализация» прозвучало и в более радикальном варианте в исполнении члена общественной палаты России, первого заместителя директора центра социальный исследований Российского университета дружбы народов, специализирующегося на изучении деструктивных технологий, Никиты Данюка. Он просто предложил предотвратить уничтожение «прекрасной отрасли» путем ее передачи государству.

Авторы законопроекта не представили сведения и статистические данные о фактах размещения на цифровых рекламных конструкциях противоправной информации, рассказал заместитель начальника управления уполномоченного по правам предпринимателей в городе Москва Дмитрий Ануфриев. Представитель бизнес-омбудсмена считает, что законопроект не нужно рассматривать в том виде, в котором он представлен. В качестве альтернативы Ануфриев, как и представитель «Майер групп», предложил усилить государственные функции Роскомнадзора и ФСБ в части премодерации контента, который будет размещаться на цифровых рекламных конструкциях и интернет-площадках.

«Чтобы заменить действующие сервисы, единому оператору потребуются десятки лет»

С критикой законопроекта выступила и ФАС, головное ведомство, отвечающее за подготовку отзыва правительства на законопроект о едином операторе. Яна Склярова, заместитель начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС отметила, что автор поправок предложил в качестве единого оператора частную компанию, которая будет совмещать функции хозяйствующего субъекта и государственного органа. По ее словам, это противоречит имеющимся запретам антимонопольного законодательства и «может привести к злоупотреблениям в отношении других участников рынка». Склярова сообщила, что ФАС обнаружил в законопроекте «неконкурентные процедуры», позволяющие единому оператору обойти процедуру торгов и заключать контракты сроком до 30 лет. Такая норма «выглядит барьером для выхода на рынок в том числе организациям малого и среднего бизнеса», отметила она.

Склярова выделила целый ряд слабых мест и противоречий законопроекта:

— объявления физических лиц, о которых идет речь в поправках, не подпадают под регулирование закона «О рекламе»;

— неконкурентные процедуры изъятия единого оператора из проведения торгов;

— неурегулированность ценовых решений для единого оператора;

— необоснованность снятия действия норм иных законов в отношении единого оператора. Так, рекламные конструкции этой компании предлагается вывести из-под действия закона «О культурном наследии» и государственных стандартов безопасности дорожного движения.

Мнение Минпромторга, одного из восьми ведомств, которые должны подготовить отзывы на скандальный проект, высказал директор департамента развития внутренней торговли этого министерства Никита Кузнецов. В сегодняшних условиях продажа частными лицами бывших в употреблении вещей — важнейшее направление, считает чиновник. «Непонятно, зачем дестабилизировать этот сегмент», — отметил он. По его словам, в Минпромторге считают, что из законопроекта нужно изъять все нормы, «касающиеся интернета».

По итогам круглого стола, принята резолюция, в которой перечислены все прозвучавшие предложения и замечания, необходимые при проработке рассматриваемой законодательной инициативы, сообщается на сайте «Справедливой России». В открытом доступе этот документ пока не появился. «Как я и предполагал, все участники круглого стола единодушно выступили против принятия этого законопроекта», — резюмировал итоги встречи в своем аккаунте в соцсети «ВКонтакте» депутат Гартунг.

Авторы:
Артемий Шохор
Поделиться
Мы в соцсетях
Еженедельные рассылки ADPASS

Читайте также:

Госдума приняла в третьем чтении закон, вводящий меры поддержки для операторов наружной рекламы в 2022 году. Теперь местные власти смогут снизить платежи за эксплуатацию конструкций на 50% и без торгов продлить на один год договоры на конструкции. Ранее депутаты говорили, что компаниям, собственники которых находятся в зарубежных юрисдикциях, придется пройти перерегистрацию в России, чтобы получить господдержку. Однако в принятом законе нет требований к структуре владения операторов наружной рекламы. Таким образом, претендовать на поддержку может лидер рынка группа Russ Outdoor, которая принадлежит офшору с Британских Виргинских островов.
Госрегулирование Соцсети Facebook Meta

«Неважно Facebook это или Meta»

Корпорацию Цукерберга преследует генпрокуроры США
Госрегулирование Наружная реклама Единый оператор закон "О рекламе"

Съезд последней надежды: что думают о едином операторе его противники

В ночь перед «чрезвычайным» съездом операторов наружной рекламы депутат Артем Кирьянов, инициатор взбудораживших рынок поправок к закону «О рекламе», выступил с программным заявлением сразу в двух центральных изданиях — «Коммерсанте» и «Российской газете». Он впервые развернуто изложил доводы в защиту законопроекта. По его мнению, в цифровой наружной рекламе в регионах творится хаос, передел рынка — это миф, в работе рекламодателей, владельцев конструкций, местных властей после принятия поправок ничего не изменится, digital-билборды появятся даже в глубинке, единую систему будет невозможно взломать и опубликовать экстремистские призывы, а классифайды избавятся от мошенников, лазающих по электронным кошелькам граждан. Ответом делегатов ему было: региональные бюджеты недополучат миллиарды рублей, умрет конкуренция — цены у единого оператора всегда будут ниже, а места лучше, нелегальных цифровых конструкций не существует, как нет и примеров размещения экстремистских материалов на билбордах. 11 тезисов депутата и антитезисов делегатов съезда — в материале ADPASS.
Госрегулирование Маркетплейсы Минцифры Минюст

Вести бизнес в России станет уголовно предсказуемо

В дайджесте ADPASS новости госрегулирования: Минцифры опровергло сообщение «Ведомостей» о планах ужесточения условий включения в реестр отечественного программного обеспечения, маркетплейсы с 1 марта 2022 года могут понести ответственность за непередачу сведений в систему «Честный знак» и продажу контрафакта, Минюст предложил исключить из Уголовного кодекса три «экономические» статьи и не наказывать предпринимателей за ведение бизнеса без регистрации.