18.02.2022, 12:17

Даркнет в поиске

Google оказался в шаге от крупного скандала. Поисковая система почти полгода крутила псевдорекламу компании 1111 LLC, призывая людей от 65 лет оставлять заявки на выплаты от государства. Денег не получил никто. Правда, и заявлений в полицию о мошенничестве тоже пока не поступало. Google на этой рекламе заработал больше $2 млн, показав объявления более 100 млн раз. Что могли получить мошенники — посчитал ADPASS.

Как сообщает HuffPost, обмануть пользователей оказалось нетрудно. Серия рекламных роликов на YouTube предлагала заполнить простую анкету, чтобы получить от государства выплату в размере $1728. Кликнув по ссылке, пользователи попадали на сайт, стилизованный под страницы официальных ведомств. 1111 LLC таргетировала свою рекламу на людей старше 65 лет. Многие из них ввели свои личные данные в надежде получить несуществующие деньги.

Ролики были сфабрикованы довольно убедительно. Например, в одну из реклам вставили кадр с президентом США Байденом, который якобы подписывает соответствующий указ. В других мелькали заголовки от имени CNBC — одного из крупнейших американских новостных каналов. За 5 месяцев общее количество просмотров составило более 100 млн. По оценкам экспертов, только эта кампания принесла Google более $2,2 млн.

Куда смотрят модераторы

Существует несколько способов обхода модерации Google, используемых мошенниками. Первый вариант — замена информации на сайте и в рекламе уже после прохождения проверки. Второй — клоакинг-сервисы, которые показывают живым пользователям и роботам разную информацию.

Хотя поисковые системы борются с подобными схемами, полностью искоренить их еще не удалось. Интересно другое — при обнаружении необычной активности любая реклама должна попадать на ручную проверку. Триггером может стать что угодно: резкое увеличение бюджетов, изменение целевого сайта или ссылки.

Однако, судя по графику расходов 1111 LLC на рекламу в Google, демонстрация рекламы общей стоимостью более $2,2 млн осталась для модераторов незамеченной.

Суммы, которые 1111 LLC вливали в рекламу, превосходят затраты многих американских политических организаций, в частности комитета Save America, который принадлежит Дональду Трампу. По данным FWIW, на свою кампанию бывший президент США с марта по декабрь 2021 года потратил около $1,4 млн.

Google в доле?

Некоторые эксперты намекают, что корпорация может умышленно пропускать такие объявления, руководствуясь принципом «деньги не пахнут». Другие сомневаются в адекватности существующей процедуры модерации.

Соучредитель некоммерческой организации Accountable Tech Джесси Лерих добавляет, что подобные новости заставляют задуматься, что существующими «лазейками» могут воспользоваться не только арбитражники, но и политические силы.

Поразительно, что на такой платформе, как Google, которая позиционирует себя как полностью прозрачный сервис, можно появиться из ниоткуда и запустить откровенно мошенническую рекламу на миллионы долларов, не привлекая внимание. Если что-то настолько наглое может остаться незамеченным, что мешает кому-то целенаправленно продвигать дезинформацию во время выборов?

В 2021 году группа Money Mail провела эксперимент, запустив рекламу поддельного инвестиционного сервиса best2invest. Менее чем за неделю Google показал объявление 3539 раз, а 74 пользователя даже перешли на фиктивный сайт.

В России подобные схемы тоже процветают. В 2019 году «Ъ» обнаружил целую серию поддельных объявлений от имени Сбербанка, Тинькофф-банка, Райффайзенбанка, предлагающих пользователям пройти опросы.

Черный рынок персональных данных растет

В рамках программы борьбы с мошенничеством, в июле 2020 года Google ввел обязательную 21-дневную проверку для сайтов, рекламирующих финансовые продукты. Но эти правила не затрагивают проекты наподобие тех, которые были созданы 1111 LLC.

Технически пользователей не просят вкладывать какие-либо средства, даже наоборот. Однако после заполнения анкеты мошенники получают гораздо более ценный ресурс — персональные данные людей, которые затем можно продать заинтересованным сторонам или использовать в личных целях.

Продажа баз данных чаще всего осуществляется через даркнет — «теневые» веб-сайты, на которые невозможно попасть из обычного поиска.

6,3%

рынка даркнета приходится на фишинговые проекты, крадущие данные пользователей


Источник: Equifax

$9

за столько в среднем продают украденные номера банковских карт


Источник: Positive Technologies

$2

стоимость отсканированной копии чужого паспорта в даркнете


Источник: Positive Technologies

4000

атак программ-вымогателей происходят каждый день


Источник: SOS Intelligence

Дальше простая математика. Если предположить, что по рекламе 1111 LLC кликнул хотя бы каждый сотый пользователь, получаем 1 млн человек, которые передали аферистам номера своих кредитных карт. Только эти данные на черном рынке можно продать за $9 млн. Другая информация — паспортные данные, номера телефонов и адреса электронной почты — может увеличить эту сумму еще в 1,5-2 раза.

Авторы:
Алиса Рейн
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
18.04.2024
Редакция ADPASS
15.04.2024
Журналистам покинуть поиск: в США Google снова не хочет платить медиакомпаниям за контент

В минувшую пятницу 12 апреля гиперссылки на новостные сайты исчезли из поисковой выдачи Google у некоторых жителей штата Калифорния. Таким способом технологический гигант пригрозил законодателям штата, которые рассматривают закон, обязывающий Google платить медиакомпаниям за ссылки на контент. Местные депутаты хотят обложить интернет-платформы ежеквартальной «платой за использование» материалов, созданных журналистами. Аналогичную инициативу рассматривают в США и на федеральном уровне. Похожие законы уже приняты в Австралии и Канаде, а в Бразилии, Индонезии и Швейцарии находятся в стадии обсуждения. В случае их принятия размер возможных компенсаций для Meta* оценивается в $1,9 млрд в год, а для Google – $10-12 млрд.

Редакция ADPASS
05.04.2024
Редакция ADPASS
28.03.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?