Благосостояние россиян в прошлом году снизилось. Для 41% фактор цены стал решающим при выборе продовольственных товаров. Произошло увеличение трат на базовые продукты и сокращение расходов на деликатесы и ресторанную еду. Граждане начали искать любую возможность снизить расходы и выгадывать на скидках, кэшбэке, акциях и специальных предложениях — для 51% опрошенных их наличие и размеры стали важны при выборе магазина.
Поездки за границу (9% опрошенных), дорогие покупки (9%) развлечения (8%) и походы в рестораны (6%) пришлось отложить и заняться здоровьем: на лекарственные препараты потратились больше 38% респондентов, а на медицинские услуги — 22%. На бытовые нужды в 2022 году россиянам тоже пришлось раскошелиться: респонденты (55%) увеличили расходы на ЖКХ, питание дома (35% опрошенных), связь и интернет (28%) и бытовую химию (28%)
«Респонденты считают, что в ближайшие шесть месяцев сильнее всего вырастут расходы на услуги ЖКХ (41%), питание дома (22%) и лекарства (22%), связь и интернет (17%), бытовую химию (12%) и медицинские услуги (11%)», — фиксируют потребительские ожидания исследователи.
Большинство россиян утратило надежду в долгосрочную стабильность. С благосостоянием, выяснили бывшее McKinsey и “Ромир”, в стране неважно, а с его восприятием все еще хуже.
В понятие благосостояния исследователи включали долгосрочную стабильность, сбережения, эмоциональное и физическое состояние, досуг, заботу о себе, возможности профессионального роста и другие формирующие его факторы.
Хуже всего у граждан с чувством долгосрочной стабильности — 53% респондентов утратили его. За свои сбережения боятся 46%, столько же — за физическое и психическое состояние. За качество досуга и отдыха переживает 42%.
78% не ждут возврата к прежней жизни в наступившем году, 20% из них — скептики, которые надеются, что все вернется через пять и более лет, столько же среди опрошенных откровенных пессимистов, которые отрицают возможность лучшего даже в обозримой перспективе. По 19% верят в “год-два” и “три-пять”.
Как обратило внимание РБК, негативные оценки высказывали больше лица 38–58 лет и с низким уровнем дохода (до 20 тыс. рублей в месяц на члена семьи), чем игреки и зумеры. Например, ощущение долгосрочной стабильности пропало у 59% иксов против 33% зумеров.
Стратегии преодоления экономических трудностей в следующем году
- 60% участников опроса откажутся от дорогостоящих покупок и услуг
- 42% отменят отпуска и поездки
- 40% сократят расходы на одежду и развлечения
- 10% респондентов X готовы подрабатывать, лишь бы увеличить доходы.