31.07.2023, 09:00

Служба быстрого реагирования: как будут расширены полномочия ФАС

В Госдуму внесен законопроект, расширяющий полномочия Федеральной антимонопольной службы: ведомство предлагают наделить правом мгновенно, только узнав о намерениях — а не после официальных заявлений, как сейчас, — реагировать на нарушения конкуренции. Эксперты прогнозируют, что в фокусе внимания ФАС могут оказаться тендеры на рекламное обслуживание, которые проводят крупнейшие рекламодатели, или ценовая политика ведущих медиаплощадок. О том, как новые нормы повлияют на рекламный рынок, ADPASS рассказал юрист Дмитрий Крючков, член «Деловой России» и экспертного совета по рекламе при ФАС.

Мгновенное предостережение

Законопроект №409891-8, вносящий изменения в закон «О защите конкуренции», члены Совета федерации Вячеслав Тимченко и Александр Савин внесли в Думу после окончания рабочего дня 25 июля 2023 года, накануне последнего пленарного заседания весенней сессии. По содержанию и стилю внесения поправки похожи на правительственный законопроект, вносимый по короткой процедуре (без длительных ритуалов комиссии по законопроектной деятельности) от лица сенаторов. На это, в частности, указывает наличие в пакете документов положительного заключения правительства.

Законопроект включает три новеллы в антимонопольное законодательство, направленные на расширение полномочий ФАС. Ключевая — предоставление антимонопольщикам права мгновенно реагировать на нарушающие конкуренцию действия субъектов на товарных рынках.

Если законопроект будет принят, то ФАС сможет оперативно выдавать участникам рынка так называемые предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства.

Сейчас согласно действующей редакции закона «О защите конкуренции» ФАС может делать предостережения только на основании официальных заявлений должностных лиц. На практике норма нивелируется поведением участников рынка: они входят в ценовой сговор и предпринимают антиконкурентные действия без официальных заявлений.

Что такое предостережение ФАС

Право ФАС выдавать предостережения содержат статьи 23 и 25 закона «О защите конкуренции». Институт предостережений ввели, чтобы дисциплинировать субъектов рынка и уменьшить количество рассматриваемых ФАС дел. Расчет был на то, что, получив предостережение, адресат откажется от планируемого нарушения. Если реакции на предостережение нет и нарушение продолжается, то служба возбуждает в отношении адресата дело о нарушении закона «О конкуренции».

В отчете ФАС сказано, что в 2022 году ведомство выдало 48 предостережений по факту выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства на агропродовольственных рынках. Также в декабре 2022 года были выданы предостережения должностным лицам АО «Автодом», «БН Моторс» в связи с публикацией в СМИ высказываний о росте цен на легковые автомобили в 2023 году, что, по мнению ФАС, могло спровоцировать их необоснованный рост.

Прелесть предлагаемых поправок в том, что теперь службе не нужно будет ждать официальных сообщений или заявлений от пострадавших.

Узнав из любого источника, что монополист диктует рынку, что у кого и как закупать, ФАС сможет тут же выдать предостережение хозяйствующему субъекту или должностному лицу органа власти. Если законопроект будет принят, то он предоставит ФАС серьезную свободу действий в вопросе регулирования цен на различных рынках.

Две другие новеллы законопроекта касаются ценообразования и расширения контролирующих функций ФАС. Одна призвана отвязать ценообразование на внутрироссийском рынке от показателей биржевых и внебиржевых цен на мировых товарных рынках. Авторы считают, что мера позволит ограничить завышение цен и лишит российских продавцов возможности аргументировать рост цен на российские товары увеличением стоимости западных аналогов.

Вторая новелла уточняет понятие «хозяйствующий субъект», включая в него физлиц, которые платят налог на профессиональный доход (прижившийся термин — самозанятые). Она позволит ФАС контролировать вопросы распределения преференций, предоставляемых самозанятым государственными и муниципальными органами.

Без последствий для сегментов единого рынка

Даже если новые поправки в закон «О защите конкуренции» будут приняты в осеннюю сессию, это вряд ли приведет к тому, что ФАС сразу займется проблемами ценовой конкуренции в рекламе.

С конца 1990-х ведомство придерживается точки зрения, согласно которой рынок услуг по распространению рекламы един: в службе считают, что «рекламные средства стали взаимозаменяемыми, а у рекламодателей есть возможность перераспределять бюджет между рекламными средствами, исходя из цен на размещение рекламы на различных носителях». Так, долю «сферы наружной рекламы» на едином рынке в ФАС в 2022 году оценили примерно в 8%. Таким образом, нельзя говорить, что положение какого-либо оператора наружки на едином рынке рекламы является доминирующим.

Устоявшееся восприятие рекламного рынка как единого варева бюджетов на продвижение товаров и услуг приводит к парадоксальным выводам: следуя логике ФАС, для рекламодателя, у которого не хватает денег, чтобы разместиться на рекламном щите на Кутузовском проспекте в Москве, альтернативным каналом распространения может стать районная газета Троицкого административного округа столицы.

До сих пор ФАС ни разу не возбуждала дела о злоупотреблении монопольным положением в рекламе.

Дела о защите конкуренции при проведении торгов были. Но создание в 2016 году «Национального рекламного альянса», монополиста в сегменте телевизионной рекламы, который получил контроль над примерно 90% этого сегмента, не вызвало у ведомства никаких вопросов, равно как и последующая деятельность этой компании. За те два десятка лет, что я занимаюсь юридическим сопровождением рекламного бизнеса, информация о делах, связанных с ценовым регулированием в рекламе, не попадалась мне ни разу. В основном служба отслеживает рекламные креативы, нарушающие закон «О рекламе».

Как ФАС регулировал цены на ТВ-рекламу

В 2006-2008 году ФАС, обеспокоенная непрозрачностью системы закупок телерекламы, обсуждала с участниками рынка создание телерекламной биржи. Идею выставить телерекламу на торги активно продвигал глава ведомства Игорь Артемьев, который считал, что биржа может быть создана к 2009 году. Летом 2007 года он заявил, что именно с ее помощью нужно создавать прозрачный механизм формирования цен на телерекламу.

В начале 2008 года петербургская товарно-сырьевая биржа «Юмекс», торгующая минеральным сырьем и стройматериалами, представила концепцию такой биржи. Предполагалось выставлять на классические биржевые торги плавающее размещение на ТВ, когда продавец гарантирует рекламодателю заявленное количество пунктов рейтинга (GRP; отражают количество зрителей, увидевших ролик) без согласования точной даты эфира. Рекламодатели и рекламные агентства были не в восторге от идеи и предложили альтернативу: Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) и ассоциация «Русбренд» разработали концепцию индустриального медиааудита сделок по продаже телерекламы. Однако после кризиса 2008 года обсуждение обоих проектов заглохло.

И все же появление в руках ФАС обновленного инструмента предостережений было бы интересным нововведением для игроков рекламного рынка. Сегодня сложно прогнозировать, по какому пути пойдет административное творчество сотрудников ФАСа, если законопроект будет принят. С одной стороны, рассчитывать на немедленное пресечение злоупотреблений монопольным положением в различных сегментах рекламного рынка, не приходится. С другой, в фокусе внимания ФАС вполне могут оказаться аспекты рекламного бизнеса, до сих пор не попадавшие в поле зрения антимонопольщиков. Те же тендеры на рекламное обслуживание, которые проводят крупнейшие рекламодатели. Или ценовая политика ведущих медиаплощадок.

Например, темой для антимонопольного разбирательства вполне могло бы стать резкое — с 10-17% до 0-2% — снижение «Яндексом» агентской комиссии за обслуживание ряда крупных рекламодателей в системе контекстной рекламы «ЯндексДирект» в 2023 году.

Для игроков рынка контекстной рекламы это решение стало шоком, но официально они предпочитали давать только лояльные «Яндексу» комментарии. Под сокращение попали более 50 рекламодателей, по подсчетам участников рынка ежегодно тратящих на контекстную рекламу по 50-300 млн рублей каждая.

В любом случае законопроект №409891-8 явно заслуживает того, чтобы рекламное сообщество внимательно следило за его прохождением через Думу будущей осенью.

Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
15.04.2024
Журналистам покинуть поиск: в США Google снова не хочет платить медиакомпаниям за контент

В минувшую пятницу 12 апреля гиперссылки на новостные сайты исчезли из поисковой выдачи Google у некоторых жителей штата Калифорния. Таким способом технологический гигант пригрозил законодателям штата, которые рассматривают закон, обязывающий Google платить медиакомпаниям за ссылки на контент. Местные депутаты хотят обложить интернет-платформы ежеквартальной «платой за использование» материалов, созданных журналистами. Аналогичную инициативу рассматривают в США и на федеральном уровне. Похожие законы уже приняты в Австралии и Канаде, а в Бразилии, Индонезии и Швейцарии находятся в стадии обсуждения. В случае их принятия размер возможных компенсаций для Meta* оценивается в $1,9 млрд в год, а для Google – $10-12 млрд.

Как создать полезный гид
для предпринимателей?