17.04.2024, 16:57

Shkulev закрылся от ботов «Яндекса»

Shkulev Media Holding закрыл часть своих сайтов от нового сервиса «Яндекса» «Нейро». Проект «Нейро» был запущен поисковиком 16 апреля. Сервис работает в приложении «Яндекса», в «Яндекс Браузере» и позволяет получать ответы на поисковые запросы без посещения сайтов-источников, которые рискуют потерять трафик, а, следовательно, доходы от рекламы.

Администраторы сети городских онлайн-медиа «Городские порталы» (E1.ru, NGS.ru, «Фонтанка», принадлежат Shkulev Media Holding) внесли в файл robots.txt директиву, запрещающую поисковому роботу YandexAdditional индексацию сайтов. Эта мера должна скрыть от краулера поисковика контент сайтов и помещать «Яндексу» использовать его в качестве источника ответов для нейросетевых продуктов – в частности для запущенного вчера сервиса «Нейро».

Сайт издания psychologies.ru, входящий в Shkulev Media Holding, запретил себя читать искусственному интеллекту

Что такое сервис «Нейро» от «Яндекса»

Сервис «Нейро» – новый продукт «Яндекса», объединяющий возможности поиска и больших генеративных моделей. «Нейро» способен отвечать на вопросы, для которых обычно нужно изучить несколько источников из интернета. Сервис понимает естественный язык общения, отвечает на нем и способен поддерживать контекст беседы: пользователь может задавать уточняющие или дополнительные вопросы в режиме диалога.

По прогнозам «Яндекса», аудитория «Нейро» к концу года составит 10 млн пользователей в сутки при текущей суточной аудитории поисковика примерно 50 млн человек.

Запрет на индексирование контента сайтов ботом YandexAdditional был реализован «в качестве эксперимента» только на части сайтов медиахолдинга, рассказал «Коммерсанту» корпоративный директор по маркетингу Shkulev Media Holding Тимур Токуров. По его словам, перед запуском «Нейро» поисковик проводил опросы издателей, в ходе которых выяснилось, что многие интернет-площадки пожелали иметь возможность контролировать использование этого сервиса. Со своей стороны, амбассадор поиска «Яндекса» Михаил Сливинский сообщил изданию, что те сайты, которые решили исключить использование своего контента в ответах «Нейро» сейчас проводят А/В-тестирование, когда для сравнения эффективности одновременно используются оба варианта взаимодействия с сервисом.

По мнению руководителя направления поисковой оптимизации ФГ «Финам» Владимира Харева, медиапроекты, запрещающие использование своего контента в нейросетевых продуктах, опасаются падения посещаемости сайтов, так как считают, что ломается устоявшаяся схема «трафик в обмен на анонсирование контента». Их опасения не беспочвенны, считает эксперт: отток пользовательского трафика уже происходил несколько лет назад во время запуска «Яндексом» «Быстрых ответов» (краткие ответы на запросы пользователей, которые отображаются под поисковой строкой в виде сниппета и позволяют максимально оперативно получить нужную информацию). При этом Владимир Харев прогнозирует, что запуск «Нейро» едва ли значительно повлияет на посещаемость сайтов: «Он, с одной стороны, выглядит как развитие «быстрых ответов», а с другой — как эксперимент по ответу на такие запросы, на которые поиск раньше в принципе плохо отвечал».

Запуск «Нейро» выгоден «Яндексу» и его пользователям, считает совладелец ГК «Медиасфера» Тимур Угулава, отмечая, что вопрос о полезности сервиса для вебмастеров остается открытым. По его мнению, в перспективе владельцы сайтов могут согласиться на «обмен» части поискового трафика на увеличение медийного охвата: «Но пока не вижу, чтобы бренды активно упоминались в результатах «Нейро»».

В отличие от издателей, интернет-ритейлеры могут руководствоваться другой логикой, считает директор SmartSEO Сергей Кошкин. По его словам, предпринимателям может быть выгодно, что информация из каталога товаров станет основой для текстового ответа и будет сопровождаться ссылкой на сайт магазина.

Борьба издателей и ИИ-ботов за контент идет полным ходом. В исследовании, проведенном Оксфордским университетом, говорится, что к концу 2023 года 48% чаще всего используемых новостных сайтов блокировали сканеры OpenAI, а 24% закрыли доступ ИИ-боту Google. Доля новостных сайтов, заблокировавших OpenAI, значительно различалась в зависимости от страны: от 79% в США до всего 20% в Мексике и Польше. Для Google цифры варьировались от 60% в Германии до 7% в Польше и Испании. Заблокировав ИИ-ботов после их появления в 2022 году, ни один из проверенных в ходе исследования сайтов не отменил свое решение. Чаще всего доступ к своим сайтам ИИ-ботам блокируют печатные издания, за которыми следуют вещательные компании и электронные медиа.

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
25.04.2024
Best Cases Conference
10.04.2024
Редакция ADPASS
02.04.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?