Аналитики британской компании Kantar выбрали самую эффективную рекламу года. И заодно объяснили, почему бренды не всегда должны слушать потребителей, чаще снимать маленькое кино и не отказываться от многолетних кампаний, которые хорошо выполняют свою функцию — продают.
Школа креатива: эксперты ADPASS смотрят и комментируют отечественную рекламу
Худшие из лучших и лучшие из худших, находки и ошибки, взлеты и падения творческих команд, создающих рекламные ролики, – ADPASS запускает новую рубрику «Школа креатива». Блогер Алексей Михайлов (Кreatиn) намерен разобраться в том, что представляет собой современная российская реклама и чего от нее ожидать, выполняет ли она коммерческие задачи брендов и качественно ли она снята. Для этого вместе с приглашенными экспертами он будет брать на анализ пробы видеорекламного грунта в разных регионах России. В первом выпуске десяток отечественных видеокреативов`2023 разбирают глава самого награждаемого российского агентства Voskhod for Peace Андрей Губайдуллин и директор по стратегии брендингового агентства Depot Фархад Кучкаров.
1. Рекламодатель: девелопер «Точно» (Краснодар)
Агентство и продакшн: Ruport
Описание: Серия роликов краснодарского девелопера «Точно», посвященная новому жилому району Патрики. Актер Павел Деревянко якобы критикует проект и гротескно спорит с застройщиками, доказывая, что их название не соответствует тем ассоциациям, которые вызывает слово «Патрики».
Kreatиn: Эти ролики единственные в данном обзоре можно назвать креативными, пусть и с оговорками. Комбинация простой идеи с выверенными инсайтами, учитывающими мифы, существующие в головах потребителей. С содержательной точки зрения привлекают внимание три момента. Во-первых, тут есть и многократное, но не искусственно-назойливое повторение названия рекламируемой торговой марки. Во-вторых, использование «якорных ассоциаций», повышающее эффективность (случаи на «Патриках» регулярно упоминают в светской и не очень хронике) – отталкивание от тематики и без данной рекламы постоянно догоняющей потребителя. В-третьих, игра на традиционной нелюбви периферии к жирующей Москве вкупе с желанием походить на столицу. С точки зрения реализации на лицо большинство признаков из числа тех, что отличают эффективную рекламную компанию: грамотное использовании знаменитости, ролики крайне просты и дешевы в производстве, что оставляет возможность легко варьировать хронометраж.
Глава агентства Voskhod for Peace Андрей Губайдуллин: Добро пожаловать 20 лет назад. В этой серии роликов вымучено все: от дешевого каламбурного креатива и брендинга до дешевых съемок. Видимо, всё потрачено на «звезду».
Директор по стратегии агентства Depot Фархад Кучкаров: На материале одной серии роликов, запускающих новый продукт, сложно говорить о бренд-платформе этого жилого комплекса. Особенность бренд-платформ в девелопменте в том, что жилой комплекс рано или поздно продастся и этап продаж сменится фазой проживания и эксплуатации. Только тогда можно будет судить о том, насколько хороша была бренд-стратегия и как она поддержана атрибутами бренда, ценностями, которые выдерживаются управляющей компанией в сервисе, в развитии территории и т.д. Ролики с Павлом Деревянко классные, но в них слишком много продуктовой рекламы и любимых девелоперами интеграций продуктового предложения внутри креатива, а из бренд-стратегии — практически ничего. Есть Павел Деревянко, который то ли олицетворяет бренд и его ценности, то ли нет — слишком уж хитро закрутили.
2. Рекламодатель: Промсвязьбанк
Продакшн: «ВижуМир»
Описание: Юморист Гарик Харламов в энергичной манере проговаривает пункты позиционирования и торговые предложения банка на фоне видеоиллюстраций.
Кreatиn: К данной серии уместнее всего применить слово, которое обычно я не люблю, но которое в данном контексте достаточно точное — «крепкая работа». Шутки и игра слов вполне уместны, игра актеров уверенная, монтаж плотный-активный, но без излишней мельтешни. Выбор конкретного селеба отыгрывается полностью (и даже достаточно пустенький, почти ничего не значащий слоган, начинает отсвечивать в его устах некоторым смыслом :- )
Андрей Губайдуллин: На первый взгляд, подвели текстом и «шутками» к слогану и позиционированию. У зрителя всё-таки возникает вопрос — почему банк в меня верит? Потому что его рекламирует комик? Да и Гарик Харламов тут какой-то вялый.
Фархад Кучкаров: Долгое время этот банк жил под слоганом и на платформе «Банк сильных людей», которую мы создавали с ними совместно. Переход на «верим в людей» без изменений в самом бренде мне не до конца понятен. Маркетинговые предпосылки от нас скрыты, но резкая замена хоккеиста Александра Овечкина на юмориста Гарика Харламова лично у меня вызвал небольшой диссонанс. В остальном все сделано настолько шаблонно по-банковски, что в данном случае считывается стратегия бренда-«последователя» или «такого же, как все», хотя изначально у банка были другие амбиции. Насколько мне известно, Промсвязьбанк собирался быть одним из локомотивов банковской категории, а значит и вести себя не как все ее участники, а быть чуть впереди.
3. Рекламодатель: мобильный оператор МТС
Агентство и продакшн: BBDO
Описание: Дмитрий Нагиев, Дмитрий Нагиев и еще раз Дмитрий Нагиев в разных и не очень жизненных ситуациях «вокруг МТС» с традиционными шуточками на pay-off (короткое продолжение после финального кадра с крупными изображением логотипа и продукта).
Кreatиn: Серию следует рассматривать как часть многолетней кампании, которую тандем рекламодатель-агентство продолжает уже довольно давно. На данный момент вся видеокоммуникация бренда заключается в простой демонстрации «атрибутов привлекательной жизни», которая заманчива для большей части целевой аудитории. При этом бренд старается поддерживать тонкий баланс — красивая жизнь в кадре не должна отпугивать большинство своей недоступностью. Удачное решение — достаточно широкий охват целевой аудитории и по соцдему: брутальность Дмитрия Нагиева – для женщин; модность девушек с неопределенным статусом – для мужчин; близкий возраст героя для средневозрастной целевой; показ «успешности блогерства» — для более молодой аудитории. В свое время МТС удачно подхватил потерянное (или брошенное) «Билайном» знамя — легкую, ненавязчиво-ироничную манеру подачи материала как один из самых убедительных признаков силы и статуса. По сути, МТС остается тем единственным сотовым оператором, который все эти годы сохраняет неизменным свое позиционирование годами (скорее всего, не всегда совершенно сознательно): «Мы — главные». Хотя признаки этой главности, естественно, меняются.
Андрей Губайдуллин: Жду, когда бесконечный палец, из которого высасывается этот креатив, когда-нибудь закончится. Я устал от Дмитрия Нагиева и Насти Ивлеевой (хотя в восторге от ее вечеринки) и их псевдоприключений. Хотя, в отличии от Теле2, они экспериментируют с форматами и стилями. Из всей этой неиссякаемой серии могу отметить и вспомнить только ролик «Забугорище».
Фархад Кучкаров: Комментировать эту серию роликов интересно, потому что важно не то, какая она сейчас, а как поменяется с учетом замены Насти Ивлеевой. Внешне это все еще мобильный оператор, но МТС уже коммуницирует экосистему цифровых продуктов. Компания поставила задачу донести до людей свою новую стратегию: позиционирование как экосистемы и создания пользовательской синергии внутри продуктов. Старая форма еще остается, но изменения характеризуют стратегию бренда.
4. Рекламодатель: оператор наружной рекламы Gallery
Агентство и продакшн: «Восход»
Описание: Попытка проиллюстрировать торговое предложение от оператора наружной рекламы с помощью отсылки к узнаваемому интерфейсу видеокамеры мобильного телефона.
Кreatиn: Старое доброе агентство «Восход» выступило так, как мы его, в основном, и привыкли видеть. Главным — и практически единственным — является креативная идея. Авторы ей настолько увлечены, что на все остальное решили не тратить больших усилий. Включил ролик в эту подборку для демонстрации того, что креатив в России всё-таки существует и что на нем одном можно строить вполне успешную рекламу.
Фархад Кучкаров: Это рекламное объявление, даже не коммуникация. «Восход» люблю, всех люблю, но это не стратегия бренда. Затрудняюсь говорить о стратегии бренда на основании ролика, в котором сообщается, что кто-то берет оплату только за просмотры.
5. Рекламодатель: авиакомпания S7
Агентство и продакшн: Instinct
Описание: Ролик строится вокруг слогана-метафоры и красивой подборки видеоиллюстраций, отражающих философию бренда.
Кreatиn: Пример прямо противоположный предыдущему: хорошую и эффективную рекламу можно делать и просто «на классе». Агентство Instinct за много лет наработало такой класс. В этом ролике нет того, что можно было бы назвать креативной идеей. Но множество деталей, нюансов, внутренних ассоциаций и переходов делают свое дело. Самое крупное российское креативное агентство еще раз показало, что не случайно является таковым.
Андрей Губайдуллин: Очень хорошая работа, которую мог бы шедевром сделать режиссер. Хотя тема света в ролике девелопера «Брусника» «В жизни всегда есть место свету» (тоже от агентства Instinct), на мой взгляд, была раскрыта лучше. Здесь же очень понравился голос и интонации диктора, которые в ролике «Брусники» были совсем «не туда».
Фархад Кучкаров: Один из немногих брендов, которые я действительно уважаю. Смена агентств, разные по стилю коммуникации и их большое количество не мешают четко прослеживать стратегию бренда, которая сильно не меняется (как у Просвязьбанка, к примеру). Маркетологи скажут, что «не видят за этим продаж», спросят «где тут product proposition» и прочий performance, но S7 — один из редких брендов, который относится к построению имиджа настолько аккуратно и последовательно.
6. Рекламодатель: девелопер «Брусника» (Екатеринбург)
Агентство и продакшн: «Восход»
Описание: Видеометафора, анонсирующая выход регионального девелопера.
Кreatиn: Еще один пример того, как можно ломать клаттер (скопление однородных сообщений на одном медианосителе, затрудняющих восприятие рекламы — ADPASS), не ломая при этом бизнес клиента. Работа в стилистике: одна задача – одна идея, один приём.
Фархад Кучкаров: Тактический ролик, который, тем не менее, отражает характер бренда и последовательно запускает «Бруснику» в Москве. Не понаслышке знаю с каким уважением, пиететом или даже небольшим опасением коллеги по категории относятся к «Бруснике» как к сильному бренду. В девелопменте у «Брусники» одна из наиболее сильных бренд-стратегий, которая не просто отражена в коммуникациях, а «прошивает» все атрибуты бренда, включая архитектуру жилых комплексов, подходы в сервисе, в b2b (бизнес для бизнеса — ADPASS), продуктовые и прочее.
7. Рекламодатель: билетный агрегатор «Авиасейлс»
Агентство и продакшн: People&Screens, Zebra Hero, Abstract VS
Описание: Короткие подчеркнуто гротескно-абсурдистские ролики в стиле «юго-восточной рекламы».
Кreatиn: «Пятнадцатисекундники» — не самый простой жанр. Но конкретно для данного (ну очень особого :- ) клиента, весь бизнес которого строится вокруг любого неформального способа быть на виду, манера подачи бренда в юго-восточном абсурдистском стиле совершенно уместна. Пусть и не самый оригинальный прием, но использованный в правильном месте и контексте, позволяет получить именно то, что мы и ждем от рекламы.
Андрей Губайдуллин: Типично и прилично для хайпового бренда. Хочется перефразировать знаменитую маркетинговую фразу: «Когда остается еще десять секунд хронометража, а ты не знаешь, что сказать, — забей, не ищи смысл».
Фархад Кучкаров: Эти ролики снимал мой хороший товарищ из узбекистанского агентства, что в моих глазах дает им фору. Но я человек прямой и скажу, что стратегией бренда тут, конечно, не пахнет. Aviasales — уникальное явление в российском брендинге. Это хороший и сильный бренд? По всем признакам — да. Есть ли у него стратегия? Неизвестно. Разумеется, у коллег есть куча всевозможных стратегий — продуктовых, брендинговых, коммуникационных и прочих. Но, мы-то знаем, что в большей степени бренд Aviasales был построен каким-то особым вайбом, конкретными людьми и их чувством контекста, социальными сетями, молвой, характером и временем. Да, так тоже можно.
8. Рекламодатель: Росбанк
Агентство и продакшн: Great, «Заграница»
Описание: Показ-перечисление кодовых слов для доступа к банковским услугам как метафора клиентского бизнеса банка.
Кreatиn: Понятен энтузиазм агентства и клиента в момент, когда кому-то в голову пришла интересная идея «давайте использовать кодовые слова». Но адекватного воплощения в этот раз не получилось. Наглядный пример того, как интересная и правда хорошая идея настолько увлекла авторов, что на все остальное они решили откровенно забить в надежде на то, что креатив все вытянет. Не вытянула. Долго, затянуто и непонятно — причем не только в части завязки, которая должна интриговать, но и в развязке-объяснении.
Андрей Губайдуллин: Единственный приличный ролик этого банка за последнее время. Хороший инсайт, но очень растиражированная музыка.
Фархад Кучкаров: Мне понравились нарратив, логика, связка причинно-следственных связей, RTB (reason to believe, причины для доверия бренду — ADPASS) и атрибутов с обещанием бренда. Наравне с роликом S7 эта работа, пожалуй, наиболее близка к отражению бренд-стратегии, это формат манифеста. Сделано шаблонно, но продакшен вывозит. В этом плане, пожалуй, даже лучше, чем у S7, точнее брендовее, более фундаментально. Новая платформа Росбанка про возможности мне тоже нравится, хотя в нашей среде (стратегов) платформы, основанные на слове «возможности», — это тоже клише и повтор. Но в итоге важнее все же не то, что ты пользуешься клише, а то, что получает в итоге потребитель, насколько обещание бренда соответствует всему остальному. Сам не пользовался продуктами Росбанка, но предполагаю, что банковский маркетинг сегодня один из наиболее передовых, и коллеги не просто так решили строить бренд на данной территории.
9. Рекламодатель: декоративная косметика Vivienne Sabo
Агентство и продакшн: Socialist
Описание: Банда домашних котиков прикладывает все свои лапы, чтобы превратить уютную домашнюю девочку в эффектную красотку и отправить на свидание.
Кreatиn: Понятно, что эпатажный стиль/образ данного бренда, которые продвигались в предыдущих роликах («тушь-игрушка», танцы в стиле вог и т.п.), стали совершенно невозможны после выхода закона о запрете ЛГБТ-пропаганды. В новом ролике танцоров-вогеров демонстративно заменили на котиков. Правда, переход оказался, на мой взгляд, слишком резким. Но была хотя бы попытка. :- ) Что, собственно, и хотелось бы отметить.
Андрей Губайдуллин: Раньше ролики были лучше. Эпатаж не заменишь дуркой и котиками.
Фархад Кучкаров: Здесь я буду, наверное, не совсем справедлив, но в этом веселье я не вижу стратегии бренда (а ведь она есть). Какое-то локальное решение, коммуникацию вижу, но все это не тянет на позиционирование. Использование котиков — настолько запрещенный прием, что ждать пока они окончательно превратятся из символа милоты в маркер шаблонности осталось совсем недолго. Особенно когда речь идет о потребительских брендах с сильным уровнем персонального вовлечения. Грань, разделяющая моветон и крутости настолько тонка и зависит от таланта конкретных людей, что брендам здесь надо быть особенно аккуратными.
10. Рекламодатель: производитель матрасов «Аскона»
Агентство и продакшн: Be Creative Agency, BoSP.group
Описание: Короткий и незамысловатый видеокаламбур в исполнении актрисы Марины Кравец.
Кreatиn: Работу явно не назовешь маяком креатива, но наша реклама в целом представляла бы собой гораздо менее унылое зрелище, если бы все те ролики, которые составляют клаттер, были бы сделан на таком уровне: ясно, просто, ненавязчивая шуточка и актриса Марина Кравец, которую пригласили не просто за то, что она нравится маркдиру.
Андрей Губайдуллин: После просмотра возникают три вопроса: зачем мне это показали? как это сюда попало? как бы это развидеть?
Фархад Кучкаров: «Аскона» легко вернула меня лет эдак на десять назад, за что спасибо. Не уверен, что данное видео стоит исследовать в разрезе бренд-стратегии, но можно уловить какие-то сигналы в этой ностальгии и этом уровне юмора/креатива. Возможно, «Аскона» перенастроилась на другую аудиторию, может быть решила не идти по пути классического бренда с эмоциональной связью, и вернулась в рациональное поле «качество + цена»… Это ведь тоже стратегия.
11. Рекламодатель: мясные деликатесы Casademont
Агентство и продакшн: Deasign, Storm production
Описание: Ролик строится на повторении названия бренда – довольно сложного для русского уха, – устами типичных рекламных персонажей в типично рекламной обстановке.
Кreatиn: Ролик, замыкающий подборку. Как и самые первые он работает, в первую очередь, за счет многократного повторения названия торговой марки (достаточного сложного, надо сказать). Однако – именно «просто повторения»! Поэтому, в отличие от первого, тут нужен не в пример более навороченный продакшн, многократно более сложная-дорогая съемка, куча актеров и проч., проч. И все это в сравнении с «Патриками», тем не менее, не вытягивает ролик на аналогичный уровень. Уровень рекламы в подлинном значении данного слова.
Андрей Губайдуллин: Слишком прямолинейно испанский. Конечно, испанцы всегда танцуют сальсу, когда едят колбасу, – это же так типично для них. Клиент, видимо, очень хотел, чтобы агентство показало наслаждение при употреблении его продукта – «и чтобы глаза закатывали от удовольствия!».
Фархад Кучкаров: Если бы рекламу придумали в 2023 году, то бренд Casademont вполне мог бы стать первым рекламодателем, который снял видеоролик — вот так вот тупо, чтобы полностью соответствовать позиционированию и быть максимально убедительным и аутентичным «испанским» брендом. Это ведь креатив уровня раннего Левашова с его китайскими ресторанами (работавший в агентстве Red Pepper Кирилл Левашов стал известен благодаря рекламе ресторана паназиатской кухни в Екатеринбурге, в которой использовался неправильный перевод названий блюд — ADPASS). Сегодня можем констатировать лишь факты, с капелькой грусти: раз нет у тебя в категории лобовых конкурентов и не от чего отталкиваться, тогда вот вам ролик, основанный на безопасной стратегии. Хотя, конечно, идея повышать awareness (осведомленность — ADPASS), когда ты уже с десяток лет на рынке – это интересный вывод из BHT этих колбас (brand health tracking, исследование положения бренда относительно конкурентов — ADPASS).
Лучшее в блогах
Вам понравится
Маркетологи всего мира уже бьют тревогу, ведь 75% бизнесов, которые ведут рекламные кампании в интернете, используют именно куки третьей стороны для сбора и сегментации аудиторий. При этом 45% рекламодателей вкладывает больше половины рекламных бюджетов в кампании на основе cookies.
Стильные герои-любовники, биржевые магнаты, соблазнительные красотки, герои-спецагенты и падающие с неба кабриолеты — для современного автолюбителя все это уже в прошлом. В новый полутораминутный ролик французы из Renault попытались уместить краткий курс по истории рекламы автомобилей. Чтобы понять, какую машину Renault рекламирует сегодня, зрителю придется досмотреть эту многосерийную эпопею до конца.
Реклама банков и микрофинансовых организаций нуждается в охлаждающих фразах, которые помогут потребителям здраво оценить риск и свои финансовые возможности. Такие поправки в закон «О рекламе» подготовили Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Ассоциация банков России (АБР) и Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР). Законопроект могут внести в Госдуму в апреле. Разработчики считают, что одних упоминаний полной стоимости и условий кредита, которые финансисты сегодня обязаны включать в свою рекламу, недостаточно, чтобы защитить потенциальных заемщиков от кредитной кабалы.
ПОДПИСКА
ВАШ ЗАПРОС ДОСТАВЛЕН
О блогах ADPASS: правила, рекомендации, ответы на вопросы