10.08.2022, 21:24

Съезд последней надежды: что думают о едином операторе его противники

В ночь перед «чрезвычайным» съездом операторов наружной рекламы депутат Артем Кирьянов, инициатор взбудораживших рынок поправок к закону «О рекламе», выступил с программным заявлением сразу в двух центральных изданиях — «Коммерсанте» и «Российской газете». Он впервые развернуто изложил доводы в защиту законопроекта. По его мнению, в цифровой наружной рекламе в регионах творится хаос, передел рынка — это миф, в работе рекламодателей, владельцев конструкций, местных властей после принятия поправок ничего не изменится, digital-билборды появятся даже в глубинке, единую систему будет невозможно взломать и опубликовать экстремистские призывы, а классифайды избавятся от мошенников, лазающих по электронным кошелькам граждан. Ответом делегатов ему было: региональные бюджеты недополучат миллиарды рублей, умрет конкуренция — цены у единого оператора всегда будут ниже, а места лучше, нелегальных цифровых конструкций не существует, как нет и примеров размещения экстремистских материалов на билбордах. 11 тезисов депутата и антитезисов делегатов съезда — в материале ADPASS.

Регионы

Кирьянов: Если в столицах и крупнейших региональных центрах цифровой рекламный бизнес структурирован и более или менее прозрачен, то на периферии творится настоящий хаос. Рекламные конструкции используют без разрешения на установку и эксплуатацию, государство не получает доходов в виде налогов. Ответственность за контент лежит на плечах надзорных органов, но, по сути, нет механизма оперативного контроля для предотвращения распространения незаконного контента на цифровых рекламных конструкциях. Есть целый ряд городов, где подавляющее число конструкций используется без договоров на установку и эксплуатацию, а значит, без должного контроля. Среди них — Барнаул, Иркутск, Севастополь. В одной только Астрахани с начала года демонтировали около 1,5 тыс. незаконных рекламных конструкций. Во многих городах страны доля таких конструкций колеблется в промежутке от 30% до 90%.

Съезд: Вопрос с незаконными рекламными конструкциями полностью решен в подавляющем большинстве субъектов федерации, заявил Игорь Лернер, гендиректор компании «Дрим». Во всех городах России незаконная реклама либо отсутствует как класс, либо ее доля составляет 1-2% от общего количества конструкций. В перечисленных депутатом Кирьяновым городах, возможно, существуют вопросы о рекламоносителях, установленных с нарушениями, но невозможно делать на этой основе вывод о 30-90% незаконных конструкций. Отдельно следует обратить внимание, что именно цифровые конструкции практически никогда не бывают незаконными. Это слишком дорогие и сложные конструкции — каждая из них стоит от 1,5 млн рублей за штуку, ставить их в обход закона слишком рискованно.

Рынок труда

Кирьянов: Outdoor-операторы уверяют, что принятие данного законопроекта «вызовет банкротство нескольких тысяч предприятий малого бизнеса и увольнение, по разным данным, от 20 тыс. до 150 тыс. высококвалифицированных сотрудников», однако эти цифры сознательно завышены. В отрасли наружной рекламы работают не более 11–12 тыс. человек. При этом около 2 тыс. человек работают в Russ Outdoor, около 900 — в Gallery, это ключевые игроки, их доли рынка за 2021 год — 40% и 17% соответственно.

Съезд: О потенциальном риске сокращения значительного числа сотрудников говорили как представители операторов наружной рекламы, так и депутаты Госдумы от разных фракций, а также правозащитники. Леонид Слуцкий, председатель ЛДПР и глава партийной фракции в Госдуме, депутат от КПРФ Мария Дробот и уполномоченный по защите прав предпринимателей в Москве Татьяна Минеева предупредили, что в случае принятия законопроекта и создания единого оператора потерять работу могут от 150 до 200 тыс. специалистов. Говоря об обоснованности таких оценок со стороны участников съезда, Минеева подчеркнула, что в Союз участников рынка наружной рекламы входят 344 компании из 217 городов, обслуживающих более 56,6 тыс. рекламных конструкций, из которых более 4,5 тыс., то есть десятая часть — именно цифровые поверхности.

Монополизация

Кирьянов: Одно из самых больших опасений противников законопроекта базируется на том, что он приведет к уничтожению рынка наружной рекламы в России путем монополизации. Но создание единого оператора вовсе не исключает возможности прямого взаимодействия дистрибуторов, заказчиков и рекламодателей, что разрушает распространенный миф о переделе рынка. Все договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в сфере наружной рекламы — срочные (то есть заключаются на определенный период), и торги по-прежнему будут проводиться.

Съезд: С появлением единого оператора торги проводиться не будут потому, что в них некому будет участвовать, заявил ADPASS Илья Фомин, гендиректор медиагруппы РИМ. По его мнению, компания, купившая места для установки и эксплуатации конструкций просто не сможет конкурировать с единым оператором, который получит места дешевле, будет иметь более низкие капитальные и инвестиционные затраты, что позволит ему дешевле продавать клиентам рекламные поверхности клиентам. Торги на рекламные места если и будут проводиться, то только в первое время и по остаточному принципу — после того как единый оператор отберет себе самые лучшие локации в городе и включит их в свою схему размещения, считает Наталья Валиева, избранный в начале августа новый президент Национальной ассоциации визуальных коммуникаций (НАВК), легитимность которого оспаривает ранее возглавлявший организацию Сергей Дубков. В дальнейшем игроки рынка просто перестанут выходить на подобные торги в связи с экономической нецелесообразностью, считает Валиева: если они выиграют контракт на размещения рекламоносителя, то чтобы окупить затраты, им придется продавать рекламу на своих щитах минимум вдвое дороже по сравнению с единым оператором.

Местные бюджеты

Кирьянов: Органы муниципальной власти смогут пополнять бюджеты и получать дополнительную прибыль за счет установки конструкций единого оператора в дополнение к ранее заключенным договорам, по которым они продолжат получать платежи. Также власти смогут проводить торги на заключение договоров на установку и эксплуатацию как статичных, так и цифровых рекламных конструкций с другими операторами. Законопроект не меняет существующее регулирование, а лишь определяет отдельный правовой режим размещения рекламных конструкций единого оператора, который не затрагивает права муниципалитетов. Рекламодатели и владельцы рекламных конструкций смогут работать, как и раньше, а софт для трансляции цифровой наружной рекламы теперь вовсе будет для них бесплатным.

Съезд: По самым грубым подсчетам в результате внедрения единого оператора наружной рекламы региональные бюджеты, начиная со следующего года, недополучат более 3 млрд рублей в виде налогов, заявил Слуцкий, а изъятия из муниципальных бюджетов превысят более 4,3 млрд рублей в год. Подобные законопроекты до обсуждения на уровне Госдумы принимаются региональными законодательными органами власти, подчеркнула Дробот. Однако в данном случае регионы даже не спросили — в профильном комитете поправки рассмотрели за день до голосования, при том что обычно эта процедура занимает 3 дня. Не было ни заключения правительства, ни антикоррупционной экспертизы, указывает депутат.

Новые деньги

Кирьянов: Единый оператор установит новые конструкции на улицах и в транспорте, не затрагивая позиции текущих игроков: в муниципалитетах существуют правила установки рекламных конструкций, которые определяют расстояние между ними — от 50 м до 150 м. Билборды и ситиборды появятся даже в тех регионах, где их раньше никогда не было. Это опять же гарантирует новые поступления в бюджет.

Съезд: Если единый оператор установит дополнительные конструкции, баланс спроса и предложения на рынке нарушится, а цены на наружную рекламу упадут, прогнозирует Фомин из группы «РИМ»: У старых рекламных мест есть минимальная продажная цена, ниже которой операторы не могут продавать размещение, чтобы не работать в убыток. Поэтому, по мнению Фомина, снижение цен, вызванное выходом на рынок единого оператора, приведет к их банкротству. Сомнительно, что цифровые конструкции появятся в тех городах, где их до сих пор не было по чисто экономическим причинам — из-за слишком длительных сроков окупаемости, считает Валиева из НАВК. По ее мнению, как минимум странно ожидать новых поступлений в бюджеты всех уровней на фоне банкротств компаний, которые не выдержат конкуренции с единым оператором.

Новое супермедиа

Кирьянов: Фактически речь идет о создании нового продукта: на надежном фундаменте и с охватом по всей России. Единый портал будет создан на основе лучших практик, на базе современного ПО, он станет суперохватным медиаресурсом с потенциальной аудиторией 80 млн граждан. Контакт с аудиторией будет простым, удобным (принцип одного окна) и безопасным, потому что будет контролироваться государством. Будут исключены мошеннические схемы и участие юрлиц из недружественных стран. Кроме того, создание единого оператора стимулирует переход от аналоговых конструкций к цифровым.

Съезд: В текущей редакции законопроект не отвечает целям защиты бизнеса, говорит Максим Реснянский, исполнительный директор ГК «Мособлреклама». По его мнению, предложенные депутатом Кирьяновым поправки являются лоббистским законопроектом конкретной структуры. Реснянский отмечает, что принятие законопроекта может повлечь за собой приостановку частных инвестиций. Уже сейчас отрасль несет экономические и репутационные потери, указывает он. По мнению Реснянского, не готовы вкладывать деньги в ту отрасль, где не определены правила игры. Более эффективными методами защиты интересов национальной безопасности и борьбы с мошенническими схемами эксперт считает использование исключительно российского программного обеспечения, написание четких параметров и критериев соответствия используемого софта, а также законодательное ограничение участия иностранных компаний.

Верификация контента и социальная реклама

Кирьянов: Создание единого оператора заставит всех участников рынка пройти верификацию. Анонимов и компаний-прокладок не останется, что сбалансирует отрасль, вытеснив из нее многочисленные незаконные схемы, что в конечном итоге приведет и к снижению цен на размещение, а также позволит решить в зародыше проблему появления рекламы в стиле «вырви глаз», просто не допустив такие макеты к установке. Наконец, принятие законопроекта позволит сбалансировать рынок социальной рекламы, который сейчас работает по остаточному принципу. Объединение рекламных цифровых конструкций в единую инфраструктуру увеличит эффективность социальной рекламы, удобство ее размещения и объемы охватываемой аудитории по всей стране.

Съезд: Сейчас разместить цифровую наружную рекламу может любой человек, пройдя предварительную авторизацию и модерацию, подчеркивает Алексей Струк, ИТ-директор компании «Дизайнмастер». Чтобы добавить в эту схему социальную рекламу, единый оператор не нужен, уверен эксперт, поскольку технологически возможность централизованного запуска социальной рекламы в сетях всех подключенных операторов уже есть. В условиях здоровой конкуренции на рынке наружной рекламы уже появилась возможность проведения централизованных закупок, подтверждает Алексей Петров, руководитель по развитию «Сити Скрин». При этом сейчас отсутствуют те риски безопасности, которые неизбежно возникнут в результате создания централизованной системы.

Частная компания под госконтролем

Кирьянов: Противниками законопроекта игнорируется тот факт, что единым оператором станет негосударственная компания и за ее деятельностью будут пристально следить Минцифры и ФАС. Юридически единый оператор будет на 100% российской компанией.

Съезд: На коммерческое предприятие будут переложены функции которые должны выполнять государственные органы, отмечает Антон Ткачев, депутат Госдумы от партии «Новые люди». Мария Дробот из КПРФ, подчеркнула, что в законопроекте не прописано, кто и как именно будет контролировать единого оператора. По мнению Дробот, появление монополиста приведет к повсеместной коррупции.

Единая инфраструктура и информационная безопасность

Кирьянов: Противниками законопроекта игнорируется то обстоятельство, какие колоссальные финансовые затраты ложатся на плечи этой компании, сколько предстоит работы по созданию инфраструктуры в регионах, по разработке и обслуживанию медиаплатформы и обеспечению информационной безопасности этого ресурса и всех цифровых носителей. Сейчас для рынка цифровой наружной рекламы экономически привлекательными являются 25–30 городов. Задача, которая будет стоять перед единым оператором, — охватить все субъекты Российской Федерации, даже те, где в настоящий момент нет цифровой наружной рекламы, установить там конструкции, не нарушая требований местных муниципалитетов и интересов действующих в регионе игроков.

Съезд: Цифровая реклама занимает 10-15% от всех рекламных площадей в стране и генерирует около 50% бюджетов, указал Сергей Селезнев, генеральный директор компании «Дизайнмастер». Оператору, который получит такую долю рынка, можно даже не думать об оставшейся, уверен он. Рекламный оператор будет руководствоваться не пожеланиями архитекторов, общественности и бизнеса, а своими собственными интересами, уверена депутат Дробот.

Утечка персональных данных и экстремизм

Кирьянов: Еще одна ключевая задача единого оператора — предотвратить утечку персональных данных с платформы, защитить инвентарь от кибератак и обеспечить соблюдение законодательства. Российский рынок цифровых рекламных услуг оказался в опасной зависимости от западного технологического влияния. Особенно эта проблема обострилась в условиях непрекращающегося санкционного давления. Единый оператор станет работать на отечественном ПО, требования к безопасности которого будут разработаны и установлены Минцифры. Это снижает риски хакерских атак и последствий от бесконечных запретов и уходов зарубежных ИТ-гигантов. Так, одно из самых авторитетных англоязычных изданий о цифровом маркетинге Sixteen: Nine опубликовало открытое письмо с призывом к хакерам взламывать ИТ-системы российских владельцев рекламных щитов и показывать на них призывы в поддержку Украины.

В самих регионах уже резонно опасаются взломов систем безопасности операторов наружной рекламы. Например, в День Победы в Ростове-на-Дону операторы отключали все рекламные конструкции с электронной сменой изображения. С созданием единого оператора у государства появится механизм контроля за объектом рекламы, то есть контентом, который идет к массовому потребителю. Сейчас нет гарантий, что на экране не появятся, например, экстремистские призывы.

Съезд: Единый оператор будет манипулировать доступом к единственному программному обеспечению для размещения цифровой рекламы, указывает Слуцкий. При этом взломать единую систему гораздо проще, чем несколько разных. С такой позицией согласен и Петров из «Сити Скрин». Даже если хакерам удастся взломать пять крупнейших операторов, они получат доступ примерно к половине цифровых конструкций. При этом, предполагает Петров, в случае с единым оператором достаточно будет взломать только одну систему, что значительно проще для злоумышленников. При этом уровень безопасности, который уже сейчас обеспечивают в своих сетях крупные операторы, не уступает тому, который гипотетически обеспечит единый оператор, указывает эксперт. Для решения проблемы безопасности участники съезда Союза операторов наружной рекламы предложили использовать альтернативные подходы: введение регулярного тестирования на информационную безопасность, создание списка рекомендованных решений и усиленную премодерацию контента.

Контрафакт и мошенничество

Кирьянов: Законопроект затрагивает не только цифровые рекламные носители, но и порталы с объявлениями, такие как «Авито» или «Юла». Единый портал объявлений нужен, чтобы избавиться от различного рода мошеннических схем. Нередко потенциальный покупатель или продавец становятся жертвами обмана, и далеко не каждый обращается в полицию. Кроме того, на этих площадках часто можно встретить откровенно контрафактную или краденую продукцию. На черном рынке действует свыше 200 группировок, которые похищают деньги у пользователей через сайты с объявлениями. Пропасть могут не только средства с электронных кошельков, но и другие персональные данные.

Съезд: В текущей редакции закон может уничтожить весь рынок электронной рекламы, при этом он не принесет никакой пользы, заявила Татьяна Минеева от имени представителей бизнеса. Она уточнила, что в случае, если доски объявлений также попадут под действие закона, россияне будут вынуждены покупать и продавать товары через неконтролируемые мессенджеры и зарубежные соцсети.

Авторы:
Анастасия Кузнецова
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
25.04.2024
Редакция ADPASS
23.04.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?