28.07.2023, 09:58

Сенаторы все придумали за авторов: в Госдуму внесли законопроект о лицензировании «спящего» контента

В России может появиться организация, которая будет выдавать лицензии на контент, чей автор/правообладатель неизвестен, не имеет адреса и не отвечает на официальную переписку. Соответствующий законопроект внесла группа авторитетных сенаторов во главе с председателем Совета федерации Валентиной Матвиенко и руководителем комитета по законодательству Госдумы Павлом Крашенинниковым. Их всерьез беспокоят системные проблемы с отчислениями авторам произведений советского и досоветского периодов. Юристы и участники рынка считают, что проблемы теперь грозят иностранным авторам и правообладателям, а заодно и российским.

Сенаторы и депутаты встали на защиту архивных авторов

О проекте поправок к четвертой части Гражданского кодекса, регулирующей использование произведений с недоступным правообладателем (орфанных), написал «Коммерсантъ».

Их внесли 27 июля Валентина Матвиенко, сенаторы Лилия Гумерова и Андрей Клишас, а также председатель комитета по законодательству Госдумы единоросс Павел Крашенинников. Такой представительный состав инициаторов не оставляет сомнений, что законопроект будет принят без осложнений.

Разработанный нами механизм использования произведений, авторы и другие правообладатели которых неизвестны, необходим для развития креативных индустрий, которые смогут правомерно и без риска использовать «спящее» историко-культурное наследие. Сократится число нарушений, связанных с использованием объектов в цифровой среде», — объяснила цели и задачи законопроекта Лилия Гумерова.

Зачем сенаторы защищают контент с «сиротскими правами»

Член СФ Гумерова на сайте СФ утверждает, что проблема с «сиротским» контентом «является системной», а в последние годы вообще стала «особенно актуальной». Потому что существует «колоссальный интерес к российскому и советскому историко-культурному наследию», а «ряд интересных, ценных объектов исключен из оборота».

Конкретно появление этого законопроекта вызвано какой-то «конфликтной ситуацией с использованием фотографий из Интернета» (других примеров она не приводит). «Мы должны создать законодательные условия, чтобы не подталкивать к пиратству», — заключает Гумерова.

Обеспокоенность сенатора за «сироток» рынок не разделяет. Представитель одного из музыкальных лейблов рассказал «Коммерсанту», что большинство издательств «крайне неохотно» берутся за публикацию контента с «сиротскими правами», «но такие случаи встречаются».

То есть случаи единичны, никакой системности, массовой практики пиратства нет и конфликтность темы преувеличена.

Как будут лицензироваться ничейные произведения

Документ предполагает создание единой организации по коллективному управлению правами (ОКУП), выдающей неисключительные возмездные лицензии на произведения, чей правообладатель неизвестен, а также на произведения авторов без адреса для связи или не отвечающих на «юридически значимые сообщения».

Она будет принимать заявления на использование бесхозного контента и определять, искал ли заявитель автора произведения. На втором этапе ОКУП должен вывесить на своем сайте объявление, которое дает возможность автору в срок 30 рабочих дней заявить свои права. Если он этого не сделает, ОКУП вправе заключить с заявителем-претендентом лицензионный договор. Лицензиат должен будет переводить вознаграждение для правообладателя на номинальный счет.

Чем опасны лицензии на «сиротский контент». Мнение рынка и юристов

Гендиректор Национальной федерации музыкальной индустрии Никита Данилов сказал, что законопроект создает риски для иностранных правообладателей и авторов, которые не представлены в России. И для российских авторов, которые, например, не проживают по адресу прописки, тоже:

ОКУП сможет находить, например, на Spotify популярный в мире контент от зарубежных авторов, вносить его в предусмотренную законопроектом информационную систему, а затем предоставлять в РФ лицензии на этот контент».

Роман Лукьянов, управляющий партнер Semenov & Pevzner считает, что требования о надлежащем поиске правообладателя описаны «в настолько общих чертах, что их можно соблюсти очень номинально»:

Такой законопроект фактически приравнивается к идее принудительной лицензии».

Принятие законопроекта приведет к легализации пиратских сервисов и снижению качества локального контента: «Сомневаюсь, что такую жертву можно обосновать поставленной целью легализовать использование архивных материалов», — считает юрист.

Один из разработчиков статьи Гражданского кодекса об открытых лицензиях, директор «Викимедиа РУ» Станислав Козловский увидел в новом законопроекте сходство с директивой ЕС 2012 года об орфанных произведениях, «которая практически не работала». Механизмом использования бесхозного произведения по заявлению едва ли будет кто-то пользоваться и в России.

В большинстве случаев сиротские произведения за деньги никому не нужны», — уверен Козловский.

Логичнее, думает он, «если бы был легальный способ использовать их бесплатно до тех пор, пока не объявится автор, а если объявился, прекратить использование, но не получить никаких обвинений в пиратстве».

Авторы:
Юля Троцкая
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
15.04.2024
Журналистам покинуть поиск: в США Google снова не хочет платить медиакомпаниям за контент

В минувшую пятницу 12 апреля гиперссылки на новостные сайты исчезли из поисковой выдачи Google у некоторых жителей штата Калифорния. Таким способом технологический гигант пригрозил законодателям штата, которые рассматривают закон, обязывающий Google платить медиакомпаниям за ссылки на контент. Местные депутаты хотят обложить интернет-платформы ежеквартальной «платой за использование» материалов, созданных журналистами. Аналогичную инициативу рассматривают в США и на федеральном уровне. Похожие законы уже приняты в Австралии и Канаде, а в Бразилии, Индонезии и Швейцарии находятся в стадии обсуждения. В случае их принятия размер возможных компенсаций для Meta* оценивается в $1,9 млрд в год, а для Google – $10-12 млрд.

Редакция ADPASS
11.04.2024
Редакция ADPASS
03.04.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?