В минувшую пятницу 12 апреля гиперссылки на новостные сайты исчезли из поисковой выдачи Google у некоторых жителей штата Калифорния. Таким способом технологический гигант пригрозил законодателям штата, которые рассматривают закон, обязывающий Google платить медиакомпаниям за ссылки на контент. Местные депутаты хотят обложить интернет-платформы ежеквартальной «платой за использование» материалов, созданных журналистами. Аналогичную инициативу рассматривают в США и на федеральном уровне. Похожие законы уже приняты в Австралии и Канаде, а в Бразилии, Индонезии и Швейцарии находятся в стадии обсуждения. В случае их принятия размер возможных компенсаций для Meta* оценивается в $1,9 млрд в год, а для Google – $10-12 млрд.
Сенаторы все придумали за авторов: в Госдуму внесли законопроект о лицензировании «спящего» контента
В России может появиться организация, которая будет выдавать лицензии на контент, чей автор/правообладатель неизвестен, не имеет адреса и не отвечает на официальную переписку. Соответствующий законопроект внесла группа авторитетных сенаторов во главе с председателем Совета федерации Валентиной Матвиенко и руководителем комитета по законодательству Госдумы Павлом Крашенинниковым. Их всерьез беспокоят системные проблемы с отчислениями авторам произведений советского и досоветского периодов. Юристы и участники рынка считают, что проблемы теперь грозят иностранным авторам и правообладателям, а заодно и российским.
Сенаторы и депутаты встали на защиту архивных авторов
О проекте поправок к четвертой части Гражданского кодекса, регулирующей использование произведений с недоступным правообладателем (орфанных), написал «Коммерсантъ».
Их внесли 27 июля Валентина Матвиенко, сенаторы Лилия Гумерова и Андрей Клишас, а также председатель комитета по законодательству Госдумы единоросс Павел Крашенинников. Такой представительный состав инициаторов не оставляет сомнений, что законопроект будет принят без осложнений.
Разработанный нами механизм использования произведений, авторы и другие правообладатели которых неизвестны, необходим для развития креативных индустрий, которые смогут правомерно и без риска использовать «спящее» историко-культурное наследие. Сократится число нарушений, связанных с использованием объектов в цифровой среде», — объяснила цели и задачи законопроекта Лилия Гумерова.
Зачем сенаторы защищают контент с «сиротскими правами»
Член СФ Гумерова на сайте СФ утверждает, что проблема с «сиротским» контентом «является системной», а в последние годы вообще стала «особенно актуальной». Потому что существует «колоссальный интерес к российскому и советскому историко-культурному наследию», а «ряд интересных, ценных объектов исключен из оборота».
Конкретно появление этого законопроекта вызвано какой-то «конфликтной ситуацией с использованием фотографий из Интернета» (других примеров она не приводит). «Мы должны создать законодательные условия, чтобы не подталкивать к пиратству», — заключает Гумерова.
Обеспокоенность сенатора за «сироток» рынок не разделяет. Представитель одного из музыкальных лейблов рассказал «Коммерсанту», что большинство издательств «крайне неохотно» берутся за публикацию контента с «сиротскими правами», «но такие случаи встречаются».
То есть случаи единичны, никакой системности, массовой практики пиратства нет и конфликтность темы преувеличена.
Как будут лицензироваться ничейные произведения
Документ предполагает создание единой организации по коллективному управлению правами (ОКУП), выдающей неисключительные возмездные лицензии на произведения, чей правообладатель неизвестен, а также на произведения авторов без адреса для связи или не отвечающих на «юридически значимые сообщения».
Она будет принимать заявления на использование бесхозного контента и определять, искал ли заявитель автора произведения. На втором этапе ОКУП должен вывесить на своем сайте объявление, которое дает возможность автору в срок 30 рабочих дней заявить свои права. Если он этого не сделает, ОКУП вправе заключить с заявителем-претендентом лицензионный договор. Лицензиат должен будет переводить вознаграждение для правообладателя на номинальный счет.
Чем опасны лицензии на «сиротский контент». Мнение рынка и юристов
Гендиректор Национальной федерации музыкальной индустрии Никита Данилов сказал, что законопроект создает риски для иностранных правообладателей и авторов, которые не представлены в России. И для российских авторов, которые, например, не проживают по адресу прописки, тоже:
ОКУП сможет находить, например, на Spotify популярный в мире контент от зарубежных авторов, вносить его в предусмотренную законопроектом информационную систему, а затем предоставлять в РФ лицензии на этот контент».
Роман Лукьянов, управляющий партнер Semenov & Pevzner считает, что требования о надлежащем поиске правообладателя описаны «в настолько общих чертах, что их можно соблюсти очень номинально»:
Такой законопроект фактически приравнивается к идее принудительной лицензии».
Принятие законопроекта приведет к легализации пиратских сервисов и снижению качества локального контента: «Сомневаюсь, что такую жертву можно обосновать поставленной целью легализовать использование архивных материалов», — считает юрист.
Один из разработчиков статьи Гражданского кодекса об открытых лицензиях, директор «Викимедиа РУ» Станислав Козловский увидел в новом законопроекте сходство с директивой ЕС 2012 года об орфанных произведениях, «которая практически не работала». Механизмом использования бесхозного произведения по заявлению едва ли будет кто-то пользоваться и в России.
В большинстве случаев сиротские произведения за деньги никому не нужны», — уверен Козловский.
Логичнее, думает он, «если бы был легальный способ использовать их бесплатно до тех пор, пока не объявится автор, а если объявился, прекратить использование, но не получить никаких обвинений в пиратстве».
Лучшее в блогах
Вам понравится
Американские кинопроизводители лоббируют закон об экспресс-блокировке пиратских интернет-ресурсов. Для подавления подозрительных серверов им не нужно будет вести бесконечные тяжбы, достаточно решения судьи. Обойдется и без произвола правообладателей, которые 10 лет назад хотели протащить закон, обязывающий IT-компании блокировать контент по первому требованию его владельцев. Упрощенная судебная практика применяется более чем в 40 странах мира, включая Россию. Но ее эффективность невысока из-за пиратских «зеркал».
Хотя «творчество» искусственного интеллекта (ИИ) сегодня вряд ли стоит сравнивать с профессиональной музыкой, американские артисты уже воспринимают ИИ как на серьезную угрозу. Более двух сотен музыкантов, среди которых Билли Айлиш, Кэти Перри, Джон Бон Джови, Ники Минаж, Нора Джонс, Imagine Dragons, Pearl Jam, R.E.M., а также наследники Боба Марли и Фрэнка Синатры, публично потребовали у ИТ-компаний прекратить нарушать их авторские права и обесценивать творчество при помощи ИИ. Это первое столь массовое выступление звезд-музыкантов против технологии, грозящей сделать их работу ненужной.
ПОДПИСКА
ВАШ ЗАПРОС ДОСТАВЛЕН
О блогах ADPASS: правила, рекомендации, ответы на вопросы