Десктопный трафик от нейросетей в России за девять месяцев вырос более чем в девять раз. Лидируют американский Perplexity, российский GigaChat и китайский DeepSeek, а «Алиса» от «Яндекса» почти не участвует в распределении трафика.
Объем рекламного рынка российских подкастов по итогам 2021 года вырастет в два раза до 330 млн рублей, прогнозирует IAB Russia. По данным первого отраслевого исследования ассоциации, структура рекламной выручки подкастов в России существенно отличается от мировой. Российские авторы подкастов не зарабатывают на динамических рекламных вставках, а самостоятельно интегрируют рекламу или производят шоу для брендов. Стоимость такой рекламы может составлять от 5 тыс. рублей за простую нативную вставку до 800 тыс. рублей и более за оригинальный подкаст «под ключ».
50-80 тыс.
прослушиваний в месяц
у самых популярных российских шоу общей тематики*
10-20 тыс.
прослушиваний в месяц
набирают российские подкасты средней популярности
2-10 тыс.
прослушиваний в месяц
у растущих шоу с хорошим потенциалом
*по данным IAB Russia; оценивались подкасты общих массовых категорий (психология, карьера, мотивация etc.)
Объем рекламы в подкастах в России стремительно растет. По прогнозу IAB Russia, их рекламная выручка за 2021 год составит 330 млн рублей. Для сравнения, в 2020 году IAB Russia оценила объем рекламных бюджетов на подкасты в 160 млн рублей, а в 2019 — в 70 млн руб. Но по мнению Антона Маслова, руководителя рабочей группы по подкастам IAB Russia и генерального директора подкаст-компании «Гласно», несмотря на впечатляющую динамику, подкастам предстоит проделать большой путь, чтобы стать инструментом регулярной коммуникации с потребителем и конкурировать за бюджеты в медиамиксе рекламодателей.
75%
рекламной выручки* в подкастах приходится на рекламные размещения, интегрированные авторами шоу
25%
российские подкасты зарабатывают на производстве оригинальных шоу для брендов
*по данным IAB Russia
Преобладающие в США динамически интегрированные рекламные объявления в России пока не развиты. По мнению экспертов IAB Russia, это связано с недоступностью и неосведомленностью рекламодателей о возможностях динамических рекламных размещений, а также большей экспертизой в продаже аудиорекламы у самих производителей контента.
Глобальный рынок
По данным аналитического сервиса Podcast Index, в мире существует 4,4 млн подкастов, при этом только за последние три дня появилось 118 тыс. новых шоу. Наиболее развитым рынком является американский. По прогнозу головного офиса IAB, общий объем рекламного рынка подкастов в США в 2021 году составит $1 348 млн, что на 30% больше, чем в прошлом году. В 2020 году 60% этой выручки пришлось на динамически интегрированные рекламные объявления, и лишь 33% — на рекламные размещения, интегрированные непосредственно авторами подкастов.
Эксперты IAB Russia называют два основных подхода к размещению рекламы в подкастах: динамическая рекламная вставка (Dynamic Ad Insertion) и нативная рекламная вставка (Baked-In Ad). Также отдельно можно выделить партнерский выпуск.
По типу размещения внутри эпизода подкаста реклама, как и на YouTube, делится на pre-roll, mid-roll и post-roll (в начале эпизода, в середине и в конце). По данным IAB Russia и головной IAB, наиболее популярным форматом для размещения рекламы в эпизоде подкастах является mid-roll: на него ежегодно приходится более 60% всей рекламной выручки.
Стоимость размещения и производства оригинального контента:
Роллы (pre/mid/post):
5-100 тыс. руб.
Партнерская вставка
(product placement):
15-250 тыс. руб.
Партнерский выпуск:
100-500 тыс. руб.
Оригинальный подкаст
(спецпроект из 10 эпизодов «под ключ»):
от 800 тыс. руб. до ∞*
*в зависимости от пожеланий клиента
По данным IAB Russia; диапазон от наименьшего количества прослушиваний к наибольшему
1. Усиление трансмедийного потенциала подкастов
Подкаст-студии и наиболее успешные независимые авторы сосредоточатся на производстве подкастов, которые можно конвертировать в другие формы контента или для других каналов дистрибуции.
2. Повышение технологичности подкаст-платформ
Появятся новые способы поиска и продвижения интересного контента при помощи механизмов, показавших свою эффективность в стриминговой музыке.
3. Расширение идейной повестки и репрезентации взглядов
Однородную идейную среду подкастов в ближайшие несколько лет сменит широкая и разнообразная повестка, и это даст подкастам новую и неожиданную волну креаторов.
4. Гармонизация коммерческих и рекламных практик
Укрепятся добросовестные правила ведения бизнеса в части рекламных размещений и производства брендированного аудиоконтента.
5. Вертикализация рынка
Произойдут серьезные сделки, которые запустят процесс вертикализации рынка и распределения сфер влияния, как в устоявшихся индустриях.
В подготовке исследования IAB Russia Podcast Advertising White Paper приняли участие эксперты «Гласно», «СберЗвук», Podcasts.ru, «ТОЛК», «Либо/Либо», «Техника Речи» и «Шторм».
Десктопный трафик от нейросетей в России за девять месяцев вырос более чем в девять раз. Лидируют американский Perplexity, российский GigaChat и китайский DeepSeek, а «Алиса» от «Яндекса» почти не участвует в распределении трафика.
YouTube — самая популярная в США социальная платформа, согласно опросу Pew Research Center. Так было и в России еще год назад, но в декабре 2024 года видеохостинг по месячному охвату впервые обошла местная соцсеть «ВКонтакте». Кроме пессимизируемого российскими властями YouTube россиян и американцев связывает любовь к непонятно теперь чьему и в каких долях TikTok. В остальном соцмедиа-интересы жителей двух стран почти не пересекаются.
Только половина представителей международных брендов, опрошенных WARC, прогнозируют, что 2026 год будет лучше этого. В 2024 году оптимистов было две трети. Пессимизм маркетологов связан с вырождением среднего класса и трудностями в сегментации потребителей, недоказанной эффективностью инфлюенсеров, поликризисом, смешивающим в один взрывоопасный коктейль неудовлетворенность жизнью и эмоциональное выгорание людей.
Стоимость креативных услуг, которые предоставляют рекламодателям российские рекламные агентства, увеличилась по всем видам сервисов в 2025 году. По результатам исследования Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), больше всего подорожала разработка коммуникационной стратегии, на 35% до 1,9 млн рублей, и создание позиционирования бренда, на 34% до 2,7 млн рублей.
