По данным исследования, сериалы за 2023 год набрали около 487 тыс. баллов интереса. В прошлом году показатель составил 430 тыс. баллов, а в 2021-м – 453 тыс. баллов. Спад интереса российских зрителей к сериалам в 2022 году аналитики сервиса объяснили общим падением спроса на развлекательный контент на фоне боевых действий на Украине, переносами премьер и уходом Netflix.
В 2023 году точкой роста рейтинга стали российские проекты. По данным «Индекса Кинопоиска Pro», они заняли половину в топ-20. В 2022-м их было всего пять.
У российских сериалов значение индекса достигло пика в декабре, когда их доля составила 61,17%. Первое место в «Индексе» с момента премьеры в ноябре 2023 года удерживает «Слово пацана». Скандальный сериал Жоры Крыжовникова про казанских гопников подтвердил тенденцию, наметившуюся в начале прошлого года: в марте доля интереса к отечественным сериалам достигла 43%, а в ноябре превысила 49%.
Представитель «Индекса» рассказал изданию, что зрители «предпочитают сюжеты, переосмысляющие прошлое или провоцирующие ностальгию». Так, «Слово пацана», «Король и шут», «Мир! Дружба! Жвачка!» рассказывают о предыдущих десятилетиях, а новые «Папины дочки» и последний сезон «Реальных пацанов» знакомят с новыми перипетиями в жизни старых знакомых героев.
Интерес к отечественные сериалам и фильмам стал одним из драйверов роста рынка подписок на российские онлайн-кинотеатры. По данным исследования информационно-аналитического агентства TelecomDaily, с которым ознакомился РБК, к концу декабря 2023-го количество подписчиков по сравнению с июнем увеличилось на 23% – с 36,7 млн до 45,2 млн.
Лидером рынка по числу платных подписчиков с долей 26,9% остается «Кинопоиск». Киносервису «Яндекса» за второе полугодие прошлого года удалось увеличить абонентскую базу до 11,1 млн подписчиков (+21,9% к июню 2023 года). На второе место вышел стриминговый проект «Ростелекома» и «Национальной Медиа Группы» – Wink (17,3%), собравший 5,7 млн подписчиков (+14%). Третье место занял онлайн-кинотеатр «Иви» (15,3%), чья подписная база на конец года выросла до 8,5 млн зрителей (+18%).
Глава агентства TelecomDaily Денис Кусков объяснил увеличение количества подписок комплексом факторов. Главным стал рост выпуска собственной кинопродукции видеоплатформами. Производство originals (фильмов и сериалов собственного производства) выросло в 2023 году на 35%, подсчитали в TelecomDaily. Второй причиной Денис Кусков считает увеличение маркетинговых бюджетов со стороны практически всех участников этого рынка, особенно экосистемных платформ. Свою роль сыграли и низкие по сравнению с иностранными стриминговыми платформами цены, отметил эксперт. Ценовая доступность отечественных онлайн-кинотеатров позволяет зрителям подписываться сразу на несколько сервисов: если год назад показатель числа подписок на одного пользователя равнялся 2,5, то сейчас вырос до 3.