ИТ-гигантов накажут экспресс-рублем

13.10.2021, 14:16 новости редакция госрегулирование IT
Поделиться

ФАС подготовила проект постановления правительства, позволяющий рассматривать заявления Роскомнадзора о нарушениях закона «О рекламе» в ускоренном порядке, сообщает «Коммерсант».

Речь идет о запрете на размещение рекламы иностранным IT-компаниям, проигнорировавшим так называемый «закон о приземлении». Если проект будет принят, служба сможет выносить подобные решения в течение семи рабочих дней (сейчас срок рассмотрения — месяц) без участия компаний и определения о возбуждении дела. ADPASS разбирался, какие инструменты воздействия на иностранных IT-гигантов есть у госструктур и как они могут их применить.

По закону «О рекламе», зарубежным ИТ-компаниям, которые проигнорировали «закон о приземлении» и включены Роскомнадзором в соответствующий перечень, запрещено рекламироваться и размещать рекламу. Применять ли такие меры к ИТ-компании решает Роскомнадзор, а реализацией занимается ФАС. Задача нового проекта постановления правительства — сократить сроки рассмотрения подобных дел, если Роскомнадзор уже вынес решение.

Предлагаемый проект ограничивает права иностранных компаний и оказывает на них давление, приводит «Коммерсант» мнение юриста Forward Legal Олеся Груздева. С ним соглашается партнер Kulik & Partners Law. Economics Анна Большакова: она считает, что документ завершает формирование легального рычага воздействия на иностранные ресурсы.

Доля иностранных игроков на рынке российской цифровой рекламы может превышать 50%, сообщает «Коммерсант». По данным АКАР, этот сегмент в первом полугодии 2021 года составил 138 млрд руб.

Закон «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на территории России» подписан Владимиром Путиным 1 июля. Он обязывает зарубежные площадки с посещаемостью от 500 тысяч российских пользователей, начиная с 1 января 2022 года, открыть российские филиалы или представительства. Под требования закона подпадают популярные крупные ресурсы, такие, как Google, Facebook, Twitter, AliExpress, YouTube, TikTok и другие.

По информации «Коммерсанта», на сегодня механизм воздействия на иностранные компании в официальных документах не прописан. Чтобы проверить так ли это, AdPass обратился к юристу Дмитрию Крючкову, члену «Деловой России» и экспертного совета ФАС по рекламе.

«Доступный российским властям арсенал мер принуждения иностранных интернет-компаний к соблюдению российских законов в последнее время расширяется», — говорит Крючков.

«До сих пор ключевым ведомством, выполнявшим предписания в отношении зарубежных ресурсов оставался Роскомнадзор. Он мог направить поисковикам, работающим на территории России, требование об исключении ресурса из поисковой выдачи. Если сайт распространял сведения, нарушающие требования законодательства, Роскомнадзор мог потребовать, чтобы в результатах поисковой выдаче размещалось предупреждение, что данный ресурс нарушает требования российского законодательства. Наконец, самым жестким был третий вариант — предписание интернет-провайдерам блокировать распространение ресурса на территории страны».

Однако в следующем году к блокировке прибавятся еще и финансовые рычаги воздействия на компании-нарушители. С 1 января 2022 года вступают в силу поправки в закон «О рекламе», предусматривающие создание единой базы данных рекламной информации, размещаемой в сети интернет, напоминает Крючков. Должны быть созданы базы данных рекламораспространителей и рекламодателей.

Документ предусматривает и новые виды санкций за нарушения, в том числе запрет банкам перечислять денежные средства компаниям-нарушителям. «Механизм реализации данной нормы пока не ясен, правительство и Центробанк еще не выпустили соответствующие подзаконные акты», — заключил Крючков.


Автор: Дмитрий Маркин

Мы в соцсетях
Еженедельные рассылки ADPASS
Поделиться
Мы в соцсетях
Еженедельные рассылки ADPASS