Законопроект «О защите американцев от приложений, контролируемых иностранными противниками», более известный как «закон о запрете или принудительной продаже TikTok» 23 апреля был одобрен Сенатом США, а 24 апреля подписан президентом Джо Байденом. Но это еще далеко не конец истории TikTok в Соединенных Штатах. Конгрессмены и президент свою работу закончили. Дальше за дело возьмутся судьи, потенциальные покупатели и Коммунистическая партия Китая (КПК).
ИТ-гигантов накажут экспресс-рублем
ФАС подготовила проект постановления правительства, позволяющий рассматривать заявления Роскомнадзора о нарушениях закона «О рекламе» в ускоренном порядке, сообщает «Коммерсант».
Речь идет о запрете на размещение рекламы иностранным IT-компаниям, проигнорировавшим так называемый «закон о приземлении». Если проект будет принят, служба сможет выносить подобные решения в течение семи рабочих дней (сейчас срок рассмотрения — месяц) без участия компаний и определения о возбуждении дела. ADPASS разбирался, какие инструменты воздействия на иностранных IT-гигантов есть у госструктур и как они могут их применить.
По закону «О рекламе», зарубежным ИТ-компаниям, которые проигнорировали «закон о приземлении» и включены Роскомнадзором в соответствующий перечень, запрещено рекламироваться и размещать рекламу. Применять ли такие меры к ИТ-компании решает Роскомнадзор, а реализацией занимается ФАС. Задача нового проекта постановления правительства — сократить сроки рассмотрения подобных дел, если Роскомнадзор уже вынес решение.
Предлагаемый проект ограничивает права иностранных компаний и оказывает на них давление, приводит «Коммерсант» мнение юриста Forward Legal Олеся Груздева. С ним соглашается партнер Kulik & Partners Law. Economics Анна Большакова: она считает, что документ завершает формирование легального рычага воздействия на иностранные ресурсы.
Доля иностранных игроков на рынке российской цифровой рекламы может превышать 50%, сообщает «Коммерсант». По данным АКАР, этот сегмент в первом полугодии 2021 года составил 138 млрд руб.
Закон «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на территории России» подписан Владимиром Путиным 1 июля. Он обязывает зарубежные площадки с посещаемостью от 500 тысяч российских пользователей, начиная с 1 января 2022 года, открыть российские филиалы или представительства. Под требования закона подпадают популярные крупные ресурсы, такие, как Google, Facebook, Twitter, AliExpress, YouTube, TikTok и другие.
По информации «Коммерсанта», на сегодня механизм воздействия на иностранные компании в официальных документах не прописан. Чтобы проверить так ли это, AdPass обратился к юристу Дмитрию Крючкову, члену «Деловой России» и экспертного совета ФАС по рекламе.
«Доступный российским властям арсенал мер принуждения иностранных интернет-компаний к соблюдению российских законов в последнее время расширяется», — говорит Крючков.
«До сих пор ключевым ведомством, выполнявшим предписания в отношении зарубежных ресурсов оставался Роскомнадзор. Он мог направить поисковикам, работающим на территории России, требование об исключении ресурса из поисковой выдачи. Если сайт распространял сведения, нарушающие требования законодательства, Роскомнадзор мог потребовать, чтобы в результатах поисковой выдаче размещалось предупреждение, что данный ресурс нарушает требования российского законодательства. Наконец, самым жестким был третий вариант — предписание интернет-провайдерам блокировать распространение ресурса на территории страны».
Однако в следующем году к блокировке прибавятся еще и финансовые рычаги воздействия на компании-нарушители. С 1 января 2022 года вступают в силу поправки в закон «О рекламе», предусматривающие создание единой базы данных рекламной информации, размещаемой в сети интернет, напоминает Крючков. Должны быть созданы базы данных рекламораспространителей и рекламодателей.
Документ предусматривает и новые виды санкций за нарушения, в том числе запрет банкам перечислять денежные средства компаниям-нарушителям. «Механизм реализации данной нормы пока не ясен, правительство и Центробанк еще не выпустили соответствующие подзаконные акты», — заключил Крючков.
Автор: Дмитрий Маркин
Лучшее в блогах
Вам понравится
20 апреля палата представителей США проголосовала за закон, который запретит использование TikTok в Америке, если владелец соцсети, китайская компания ByteDance, не продаст ее. Рассмотрение документа в сенате пройдет уже завтра, препятствий для его принятия там тоже нет. Одобренный обеими палатами документ Джон Байден обещал подписать. Затем должна начаться процедура продажи, на которую отводится от девяти до двенадцати месяцев. Но TikTok-торги могут быть отложены или вообще не состояться.
Ни один из инструментов обеспечения прозрачности рекламы, разработанных 11 крупнейшими технологическими компаниями мира в соответствии с требованиями законодательства ЕС, не работает с нужной эффективностью. Это оставляет возможность для распространения дезинформации и манипулирования общественным мнением, считают авторы исследования, подготовленного совместно Mozilla (разработчик браузера Firefox) и финской компанией CheckFirst. Хуже всего справилась с задачей соцсеть Илона Маска X, но инструменты остальных платформ оказались немногим лучше.
Минтруда и Росмолодежь поборются с телефонными и интернет-мошенниками. Начнут со съемок просветительских роликов, адресованных их любимым жертвам – пожилым и несовершеннолетним гражданам. Необходимость производства этого контента вызвана ростом киберпреступлений. Эксперты такой метод борьбы с цифровым криминалом считают эффективным и советуют авторам сосредоточиться на деталях: паролях, двухфакторной авторизации и прочем интернет-ликбезе.
ПОДПИСКА
ВАШ ЗАПРОС ДОСТАВЛЕН
О блогах ADPASS: правила, рекомендации, ответы на вопросы