09.04.2024, 18:24

В главных роликах – Минтруда и Росмолодежь: готовятся новые серии антимошеннических блокбастеров

Минтруда и Росмолодежь поборются с телефонными и интернет-мошенниками. Начнут со съемок просветительских роликов, адресованных их любимым жертвам – пожилым и несовершеннолетним гражданам. Необходимость производства этого контента вызвана ростом киберпреступлений. Эксперты такой метод борьбы с цифровым криминалом считают эффективным и советуют авторам сосредоточиться на деталях: паролях, двухфакторной авторизации и прочем интернет-ликбезе.

Россияне все чаще становятся целью телефонных и интернет- мошенников

По данным МВД, в 2023 году доля преступлений с использованием информационных технологий составила 34,8% (+8,3% год к году) от общего числа преступлений.

Согласно февральскому опросу ВЦИОМ, 67% россиян за последние полгода-год получали звонки от телефонных мошенников (+4% год к году), а 17% — СМС-сообщения (-3%).

Вопрос ВЦИОМ: скажите, в последние полгода-год вам лично звонили или поступали СМС-сообщения от телефонных мошенников?

По данным Центрального банка РФ, в 2023 году кибермошенники похитили у россиян 15,8 млрд рублей. Злоумышленникам удалось совершить 1,17 млн успешных операций без согласия клиентов, что на 33% больше, чем в 2022 году. Хотя в ЦБ не уточняют, какими именно методами пользовались преступники, можно предположить, что часть из этой суммы утекла со счетов россиян через фишинговые сайты.

Телефонные звонки и SMS-сообщения от киберпреступников получают как пожилые, так и молодые граждане. При этом, согласно данным ВЦИОМ, мошенники предпочитают звонить людям в возрасте от 45 до 59 лет и старше 60 лет (71% и 65%, соответственно). SMS преступники отправляют молодежи, по все видимости ориентируясь на ее привычку к текстовым сообщениям в мессенджерах. 25% молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет получали подозрительные эсэмэски. Для сравнения, лишь к 12% людей из старшей возрастной группы (60+) на телефон приходили сообщения от мошенников.

Раньше помимо Минтруда социальной антикриминальной рекламой занимались Минцифры, МВД и VK. Появление в этом списке Росмолодежи можно объяснить ростом внимания к молодому поколению со стороны мошенников. Наверняка в отличие от старых видео в новых роликах художественные и смысловые акценты будут смещены в сторону подрастающего поколения.

Два типа сценариев и украинский след

Корреспондент ADPASS посмотрел образцы раннего гостворчества на тему телефонного и интернет-мошенничества. Их сюжеты развиваются по двум сценариям. Но начинаются одинаково – со звонка злоумышленника потенциальной жертве. Преступник представляется сотрудником банка или МВД и пробует уговорить собеседника сообщить данные банковской карты. Финал клипов зависит от сообразительности жертвы: доверчивая – передает преступнику необходимую информацию, а «предупрежденная – значит вооруженная» – отказывает злодею, порой с издевкой.

Авторы антикриминальных роликов не обошли вниманием Украину, откуда, по данным зампредседателя правления Сбербанка Станислава Кузнецова, совершается 95% мошеннических звонков. Выступая на форуме «Кибербезопасность в финансах», прошедшем в феврале 2023 года в Екатеринбурге, зампред назвал город Днепр «столицей телефонного мошенничества». «На пике в Днепре было более 1100 call-центров, сейчас работают около 150, всего на Украине мы фиксируем около 800–900 call-центров по всей территории», — сказал Кузнецов.

«В роликах нужно формировать понимание типового поведения мошенника»

Новость о старте очередной антикриминальной кампании газете «Ведомости» прокомментировал генеральный директор Datananny Иван Линдбер. По его словам, идея создания такого контента не нова. Уже есть профильные подразделения и некоммерческие организации, которые регулярно выпускают видеоматериалы и анимацию на тему противодействия мошенничеству, в том числе в интернете, рассказал эксперт. Он уверен, что такой контент — сильный инструмент, а в подтверждение вспомнил антинаркотические ролики 1990-х: «20 лет назад везде говорили про вред наркотиков, и сегодня это явный красный флаг в массовом сознании».

«В роликах нужно формировать понимание типового поведения мошенника», – считает директор центра компетенций НТИ «Технологии доверенного взаимодействия» Руслан Пермяков. По его мнению, в просветительских клипах должны освещаться вопросы осторожного обращения с электронными письмами и сообщениями в мессенджерах, базовых принципов защиты личной информации, выбора надежного пароля или способов применения двухфакторной аутентификации.

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
18.04.2024
Редакция ADPASS
18.04.2024
Редакция ADPASS
15.04.2024
Редакция ADPASS
01.04.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?