23.05.2022, 09:16
ADPASS рекомендует материал к прочтению
Материал блога компании: Брендинговое агентство ХРОМ

Если бы бренд был человеком: руководство по архетипам

Рассказываем, как использовать теорию архетипов в брендинге.

Архетипы — это универсальные образы, которые состоят из определенных черт или паттернов поведения. Эту концепцию предложил швейцарский психиатр Карл Юнг. Он считал, что архетипы являются моделями личностей.

Теория Юнга стала популярной в маркетинге. В конце 20 века ее переработали Кэрол Пирсон и Маргарет Марк и написали книгу «Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов». На ее основе мы подготовили этот материал. Всего есть 12 архетипов, разделенных на 4 группы:

Архетипы помогают устанавливать эмоциональную связь с покупателем. Помните то чувство, когда идете по улице и видите человека, похожего на вашего приятеля. Мысленно вы наделяете незнакомца качествами друга, и поэтому подсознательно доверяете ему. Это же актуально и для компаний: благодаря архетипу бренд становится похож на того, кого вы уже встречали.

Архетипы и их главные функции в жизни людей

Компании добиваются лучших результатов, если используют архетип, который соответствует их ценностям, миссии и видению.

Какие бывают архетипы

1. Простодушный

Девиз: «Свободен быть самим собой»

Архетип Простодушного лучше всего подходит для брендов, которые:

  • связаны с добром, нравственностью, простотой, ностальгией или детством;

  • имеют продукты, ассоциирующиеся с чистотой, здоровьем иэффективностью;

  • исповедуют основные жизненные ценности.

2. Искатель

Девиз: «Не пытайся меня удержать»

Архетип Искателя лучше всего подходит для брендов, которые:

  • помогают людям почувствовать дух приключений;

  • имеют прочный продукт, который пригодится для использования на природе, в дороге или опасных условиях;

  • помогают покупателям выражать индивидуальность.

3. Мудрец

Девиз: «Истина освобождает»

Архетип Мудреца подходит бренду, который:

  • предоставляет информацию;

  • расширяет кругозор;

  • побуждает потребителей или клиентов думать;

  • помогает принимать решения.

4. Герой

Девиз: «Где есть воля, там есть и способ»

Архетип Героя лучше всего подойдет, если бренд:

  • показывает людям, что на самом деле они способны на большее;

  • решает социальную проблему;

  • имеет инновационный продукт;

  • помогает становиться сильнее.

5. Бунтарь

Девиз: «Правила существуют для того, чтобы нарушать их»

Архетип Бунтаря подойдет, если бренд:

  • имеет революционный продукт;

  • поддерживает покупателей, которые чувствуют себя не такими, как все;

  • производит технику или видеоигры, связанные с мощью и разрушением, например, бульдозеры, мотоциклы; из игр – шутеры и т.д.

6. Маг

Девиз: «Все может случиться!»

Архетип Мага лучше всего подходит для брендов, которые:

  • расширяют границы привычного;

  • помогают менять взгляды;

  • используют современные технологии; 

  • привносят элемент таинственности или мистики.

7. Славный Малый

Девиз: «Все люди созданы равными»

Архетип Славного Малого подходит брендам, которые:

  • помогают людям испытать чувство принадлежности к комьюнити;

  • производят товары повседневного спроса;

  • подойдут скромному человеку, который стремится к простой жизни;

  • поднимают настроение.

8. Влюбленный

Девиз: «Я вижу только тебя»

Архетип Влюбленного лучше всего подходит для брендов, которые:

  • помогают найти любовь или дружбу;

  • ассоциируется с романтикой;

  • связаны с эстетикой и привлекательностью.

9. Шут

Девиз: «Если я не смогу танцевать, я не хочу участвовать в вашей революции»

Архетип Шута лучше подходит брендам, которые:

  • помогают весело провести время;

  • производят продукты, предназначенные для отдыха и развлечений;

  • всем нравится смеяться, поэтому шутовская личность может стать запоминающимся отличительным признаком.

10. Заботливый

Девиз: «Возлюби ближнего своего, как самого себя»

Архетип Заботливого лучше всего подходит для брендов, которые:

  • поддерживают семьи;

  • связаны с благотворительностью;

  • помогают людям заботиться о себе.

11. Творец

Девиз: «Если что-то можно вообразить, то это можно создать»

Архетип Творца лучше всего подходит для брендов, которые:

  • способствуют самовыражению и помогают почувствовать себя творческим человеком; 

  • противопоставляют себя массмаркету;

  • помогают создавать людям нечто инновационное.

12. Правитель

Девиз: «Власть — это еще не все. Это только вещь»

Архетип Правителя лучше всего подходит для брендов, которые:

  • производят высокостатусные товары;

  • связаны с предметами роскоши;

  • помогают людям стать более организованными.

Поделиться
Мы в соцсетях
Еженедельные рассылки ADPASS

Читайте также:

Коммуникации Контент Анонс

5 способов распознать фейки