Это первое в истории падение сегмента. Ранее российский развивающийся рынок инфлюенс-маркетинга стремительно рос, опережая мировой темп: в 2020-м — на 63,6%, в 2021 году — на 45%. По прогнозу влиятельной отраслевой исследовательской компании Influencer Marketing Hub, объем мирового рынка инфлюенс-маркетинга в 2022 году составил $16,4 млрд (рост 18,8% к 2021 году). В 2021 году и 2020 году он рос быстрее — на 42% и 49% соответственно.
По оценке аналитиков Perfluence, самое сильное падение российского рынка пришлось на второй квартал 2022 года — бюджеты на продвижение у блогеров упали более чем на 50%.
Обвал обеспечили блокировка Instagram, ограничение работы TikTok, уход западных брендов и снижение активности оставшихся рекламодателей. Те бренды, которые продолжили размещаться у лидеров мнений, сместили фокус с крупных блогеров на микроинфлюенсеров с аудиторией до 50 тыс. подписчиков.
Но уже к концу третьего квартала рынок вернулся к росту в 15–20% к показателям 2021 года. По данным Perfluence, в 2022 году произошло существенное перераспределение бюджета рекламодателей по соцсетям и блог-плаформам: доля Instagram в рекламном пироге снизилась с 67% до 30%. TikTok в расходах рекламодателей сократился с 2,31% до 0,77%.
Большая часть рекламных бюджетов перешла в Telegram — 49% от общего объема (в 2021 году на него приходилось 18%). Доля «ВКонтакте» увеличилась с 13% до 20%. Траты на продвижение через YouTube-блогеров выросли с 1,69% до 3,57%.
В некоторых опрошенных «Коммерсантом» рекламных агентствах считают, что в 2022 году рынок инфлюенс-маркетинга упал еще сильнее — до 10-20%. «Мы считаем ключевым фактором блокировку Instagram», — сказал исполнительный директор РА SA Media Никита Прибыловский. По мнению заместителя управляющего директора OKKAM Creative Андрей Коваль, на падение повлияло совокупное сокращение инвентаря:
Признание Meta экстремистской привело к тому, что в Instagram остался только малый и средний бизнес, TitTok фактически ушел с рынка, крупнейшие блогеры YouTube объявлены иноагентами».
В 2023 году на рынок окажет влияние закон о тотальном учете интернет-рекламы, который обязывает блогеров регистрировать каждый рекламный креатив и маркировать его как рекламу. Но некоторые опрошенные «Коммерсантом» участники рынка настроены оптимистично. По оценке Perfluence, в 2023 году отрасль вернется к темпам роста предыдущих периодов и «значительно превысит их».
Рынок разогрелся, и доходы блогеров растут на 10–15% ежемесячно, этому способствует спрос на короткие вертикальные видео и бюджеты китайских компаний», — заявил основатель рекламного агентства Digital Church Марк Хлуднев.
Но в OKKAM Creative не верят, что рынок инфлюенс-маркетинга восстановится до уровня 2021 года. «Ключевая проблема в инвентаре, а не в спросе», подчеркнул Андрей Коваль.