Состав тридцатки крупнейших рекламодателей в 2022 году по версии Sostav существенно изменился — из него исчезли почти все западные компании. Reckitt Benckiser, Procter & Gamble, Mars-Russia, McDonald’s, Pepsi Co, Nestle, Ferrero, Sanofi Aventis, Volkswagen, GSK, Coca-Cola и Bayer Ag либо ушли из России, либо остановили рекламные инвестиции. По данным прошлогоднего рейтинга Sostav, в 2021 году эти компании потратили на рекламу 49,6 млрд рублей — 32% от общего бюджета топ-30 в 2021 году.
Их места заняли российские компании, а также локализовавшиеся иностранные. В рейтинге за 2022 год 13 новых рекламодателей: Avito (бизнесмен Иван Таврин купил классифайд осенью 2022 года), «Вкусно — и точка» (бизнесмен Александр Говор купил российские активы McDonald’s в мае 2022 года), KFC (были проданы ижевскому франчайзи «Смарт Сервис» в октябре 2022 года), Merlion, «Ростелеком», «Лента», «Газпромбанк», «Циан групп», «Биннофарм групп», «Аби продакт», «Черкизово», «Открытие» и единственный зарубежный рекламодатель — немецкая фармкомпания Stada CIS. Объём вложений новых участников рейтинга — 44,36 млрд рублей, это 24% от общего бюджета.
Подсчитанные затраты на рекламу большинства рекламодателей из топ-30 возросли. По данным Sostav, в 2022 году расходы на рекламу компаний из топ-30 составили 181,5 млрд рублей без налога на добавленную стоимость (НДС). Это на 17% больше, чем в 2021 году (154,2 млрд рублей).
Но этот рост обеспечили изменения в методологии подсчета расходов на интернет-рекламу. Sostav впервые оценил и включил в рейтинг programmatic-размещения компаний (алгоритмические автоматизированные закупки интернет-рекламы). Из-за этого рейтинговая оценка расходов топ-30 рекламодателей на интернет в 2022 году увеличилась на 164% — с 30 млрд рублей до 79,38 млрд рублей.
Определить, какую долю объема всего рекламного рынка в 2022 году заняли топовые рекламодатели, невозможно: эксперты Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) не представили свою оценку сегмента ТВ, а оценки интернет-сегмента АКАР и Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР) за 2022 год отличаются на 200 млрд рублей, так как АРИР включил в нее данные по новым, не учитывавшимся ранее сегментам.
Тройка лидеров рейтинга Sostav не изменилась по сравнению с прошлым годом. На первом месте по-прежнему «Сбер», бюджет на продвижение экосистемы вырос на 36% — с 16,69 млрд рублей до 22,72 млрд рублей. «Яндекс» поднялся с третьей на вторую строчку с бюджетом в размере 14,43 млрд рублей (рост 66% к 2021 году). Ozon уступил «Яндексу», заняв третье место с 10,09 млрд рублей рекламных инвестиций (+13% к 2021 году).