08.11.2023, 14:22

Тейлор Кэш и Джонни Свифт: как мертвый кантри-певец стал дипфейк-звездой

Джонни Кэш — теперь популярный голос музыкальных дипфейков, они же фейкдрейки (по имени рэпера Дрейка). «Привидению» певца давали исполнять классику вроде «Дома восходящего солнца» и раньше. Но в этом году его репертуар заметно расширился: вирусным стал летний кавер «Barbie Girl» группы Aqua, а осенью залетел «Blank Space» Тейлор Свифт. Студии, исполнители, наследники и их юристы внимательно следят за выходом таких хитов и в любую минуту готовы обрушить на видеосервисы и технологические платформы волну исков. Первый уже пошел: Universal и другие крупные лейблы в октябре подали в суд на поддерживаемый Google и Amazon ИИ-стартап Anthropic за распространение текстов песен, защищенных авторским правом. YouTube тоже готовит свой ИИ-инструмент, который позволит блогерам записывать аудио с голосами известных исполнителей, и пытается договориться с правообладателями по сумме отчислений. Пока безрезультатно.

Иллюстрация Kandinsky 2.2 / Запрос:”Джонни Кэш и Тейлор Свифт стоят перед микрофоном и поют песню”

Звукозаписывающая индустрия и музыканты за и против дипфейков

С развитием ИИ сформировались два подхода к его использованию в музыкальном контенте. Первый предполагает контролируемую индустрией и авторами обработку песен, голосов, образов и изображений (выступления голограмм Майкла Джексона или Тупака, цифровые аватары Abba) с помощью ИИ.  

Только улеглась шумиха вокруг последней песни «Битлз» «Now and then». ИИ восстановил еле слышный голос Джона Леннона с демо-кассеты. Но это еще не конец проекта Apple Music, Пола Маккартни, Ринго Старра и Шона Леннона. Режиссер «Властелина колец» Питер Джексон уже снял на нее 12-минутную документалку, в которой восстановлением недостающего архивного материала тоже занималась нейросеть. Наверняка, увидев коммерческие и технологические возможности лондонского шоу Abba, два оставшихся битла скоро оцифруются и начнут гастролировать с голограммами двух ушедших.

Второй вариант использования ИИ — имитации голосов известных музыкантов. Пока они, как и большинство дипфейков, носят любительский характер. Но качество записей улучшается. Весенняя история с «Heart on My Sleeve», тикток-хитом под двух самых популярных певцов современности канадцев Дрейка и Уикенда, спродюсированным анонимом Ghostwriter977, стала рубежом, вызвав бурные споры в отрасли и среди фанатов. Теперь музыкальные дипфейки даже называют Fake Drake.

Universal Music Group смогла заставить Spotify и Apple, убрать псевдо-Дрейка из своих каталогов, но «Heart on My Sleeve» все равно завирусилась на TikTok. Теперь мейджоры докапываются до корня зла: UMG и другие крупные лейблы в октябре подали в суд на набирающий обороты ИИ-стартап Anthropic, за которым стоят Google и Amazon, за распространение текстов песен, защищенных авторским правом.

Музыканты тоже недовольны, особенно те, чьи лучшие годы давно позади.

Ice Cube призвал Дрейка подать в суд, а затем назвал в твите авторов, клонирующих голос без разрешения хозяев, «злыми и демоническими». На прошлой неделе The Hollywood Reporter опубликовал статью, в которой кантри-звезда Долли Партон назвала технологию дипфейков «знаком зверя».

Остается только гадать, как отнесся бы к неожиданной славе Джонни Кэш, который, впрочем, сам вернул себе былую славу и стал культовой фигурой у хипстеров благодаря сборнику перепевок Depeche Mode, Ника Кейва и других легенд 80-90-х, выпущенному незадолго до его смерти.

Джонни Кэш — новый король фейкдрейков

Этим летом копирайтер из Техаса Дастин Баллард выпустил кавер на хит группы Aqua 1997 года «Barbie Girl», использовав сгенерированную искусственным интеллектом версию голоса Джонни Кэша. Кавер зашел, слушатели были довольны. Не такой реакции ожидал Баллард. Его хобби с ковидных времен — деконструкция поп-классики. Он — музыкальный тролль.

«Разрушить как можно больше любимых песен» — цель проекта Балларда «Я испортил это».

Он продолжил экспериментировать с голосом Кэша, скрестив его с Тейлор Свифт, заставив петь ее самую популярную в мире песенку «Blank Space», количество просмотров которой только на YouTube скоро обгонит население Земли.

«Это завораживающе красиво», — писали восхищенные слушатели у техасца в комментах.

Баллард — не первый, кто использует голос Кэша. В YouTube много подделок с ним под Coldplay, Саймона и Гарфанкеля, даже есть дуэт с Леди Гагой.

Но наследники пока не пытаются судиться за авторские права легенды кантри. Джош Мэйтас, управляющий поместьем Кэша, говорит, что внимательно следит за выходящими песнями, созданными искусственным интеллектом.

«Я не уверен, что Джонни Кэш намеревался манипулировать своим голосом, чтобы он пел «Barbie Girl», — сказал Мейтас Wired.

Но, по его мнению, эти песни — пародии, забава любителей, относится к ним юридически серьезно не стоит.

Авторы:
Юля Троцкая
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
26.04.2024
Редакция ADPASS
24.04.2024
Редакция ADPASS
23.04.2024
Редакция ADPASS
17.04.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?