Покупатели подсели на энергетики, перец и кофе: самые популярные потребительские бренды по версии Kantar
Исследовательская компания Kantar представила рейтинг самых популярных FMCG-брендов (Fast-Moving Consumer Goods, товары повседневного спроса) в мире за 2023 год.
Как рассчитывали рейтинг
Kantar оценивала 460 млрд FMCG-брендов в 62 странах мира (Россия в список не вошла) в 2023 году по собственному показателю – CRP (Consumer Reach Point, «точка контакта с потребителем»). Это сумма трех показателей: проникновения (процент домохозяйств, покупающих товары данного бренда), численности домохозяйств в стране и «выбора потребителя» (число взаимодействий с брендом на протяжении года).
Coca-Cola — лидер, Colgate и Red Bull — серые кардиналы
В пятерку самых популярных брендов в мире вошли Coca-Cola, Colgate, Maggi, OMO и Knorr. Coca-Cola остается самым популярным брендом в мире 12-й год подряд. За год Coca-Cola получила 8,3 млрд «точек контакта». По проникновению лучший результат показал Colgate. Проникновение этого бренда выросло на 2,6% за год, этот бренд покупают 60% мировых домохозяйств. Никакой другой FMCG-бренд пока не может преодолеть отметку 50%.
Sunsilk стал самым успешным брендом в мире по количеству новых потребителей: в 2023 году бренд приобрели более 26 миллионов новых семей.
Главным возмутителем спокойствия и самым быстрорастущим FMCG-брендом признан австрийский Red Bull. Рейтинг CRP вырос до 17,8% (его купили в 2023 году 1,43 млрд раз) благодаря росту числа новых покупателей на многих рынках, включая Бразилию, Китай, Францию, Германию и США.
Другим быстроразвивающимся брендом стала газировка Dr Pepper с ростом CRP до 15,8%. В этом году бренд понаделал шума, вытеснив Pepsi со второго места по продажам на рынке газированных напитков в США. Первое место, как и раньше, занимает Coca-Cola.
Coca-Cola популярная, но не такая дорогая
По результатам другого рейтинга Kantar, оценивающего самые дорогие бренды в мире, опубликованного в начале июля, Apple стала первым в мире брендом, оцененным в триллион долларов. В пятерке также Google, Microsoft, Amazon и McDonald’s. В списке самых дорогих мировых брендов Coca-Cola лишь на 15 месте, за спиной национальной нефтяной компании Саудовской Аравии Aramco и впереди IBM.
Драйверы FMCG: инфляция, локальные бренды, дисконт
Несмотря на глобальный кризис уровня жизни, о котором много говорят в СМИ, средние расходы на FMCG-бренды в 2023 году выросли на 8,6% до $1052 в год в пересчете на одного покупателя. Однако основой роста стала инфляция, говорят авторы отчета: цены на продукты питания в 2023 году по всему миру увеличились на 4%. По подсчетам Kantar 64% мировых брендов растут только из-за увеличения цены, а 49% — за счет расширения ассортимента и привлечения новых потребителей.
Покупатели из Северной Америки потратили больше всего — в среднем $3 тыс. на семью, самыми экономными стали жители Бангладеш — $159.
Соотношение расходов на крупные мировые бренды и локальные торговые марки продолжает меняться. На мировые бренды в 2023 году пришлось 30% всех покупок, на локальные — 47% (+1%), на собственные торговые марки ритейлеров — 22,7% (+0,5%).
Дисконтные ритейлеры увеличили объем продаж на 10,5% за год. Сейчас на них приходится 16% всех расходов на FMCG в мире (в 2021-м было 9,6%), а в Западной Европе — 24,5%.
Люди ищут утешения в кофе
Трендом во многих странах мира, который отметила Kantar, стал рост числа потребителей, покупающих напитки с содержанием кофеина. Рост продаж брендов растворимого кофе составил 1,5% в 2023 году (его приобрели 30,2 млн покупателей), спортивных и энергетических напитков с кофеином — 1,2% (24,3 млн покупателей).
Стратегия роста: проникновение
Среди эффективных стратегий, которые способствуют росту рейтинга брендов, Kantar отмечает проникновение. 86% брендов в рейтинге добились годового роста показателей за счет проникновения (увеличения доли домохозяйств, покупающих товары данного бренда). «Привлечение новых клиентов создает основу для более устойчивого роста за счет расширения клиентской базы и снижения естественного оттока покупателей, с которым сталкиваются все бренды», — объясняют авторы рейтинга. Для небольших брендов треть роста показателя CRP, которым оперирует Kantar, основана на увеличении количества новых покупателей, — уверены в компании.
Лучшее в блогах
Вам понравится
Четверо из десяти россиян часто сталкиваются со стрессовыми ситуациями, и этот показатель увеличился почти в полтора раза с 2022 года, сообщает ВЦИОМ. ADPASS сравнил результаты опроса ВЦИОМ о о том, как часто россияне сталкиваются со стрессом и как с ним справляются, с результатами опубликованного в ноябре 2025 года Американской психологической ассоциацией (American Psychological Association, APA) исследования Stress in America 2025.
Завершаем серию про моделирование в FMCG. В третьей части рассказываем, как на продажи отдельных продуктов бренда влияет изменение цены, какие продукты более чувствительны к рекламе, как количество SKU на полке даёт дополнительный прирост продаж.
Большинство американцев готовы делиться персональными данными ради скидок и бонусов, хотя почти все переживают из-за возможных утечек и до конца не понимают, как ритейлеры распоряжаются собранной информацией. Многие из них всё чаще оказываются в ситуации, когда желание сэкономить конкурирует с тревогой за сохранность персональных данных. По данным опроса компании Incogni, 78% покупателей готовы раскрыть персональную информацию ради скидки или бонуса. При этом 95% переживают из-за риска утечек, а почти каждый четвертый уже сталкивался с подобными инцидентами. Чаще всего респонденты без колебаний делятся номером телефона и домашним адресом — так ответили по 60% участников исследования. Про свою сексуальную активность в обмен на скидку готовы рассказать лишь 4% опрошенных.
Неделя рекламы
Энциклопедия обмана