Договорные обязательства предлагают сделать необязательными

В Думу внесены поправки в Гражданский кодекс, позволяющие российским компаниям не исполнять обязательства по договорам, если это невозможно из-за санкций. Законопроект, в частности, предусматривает запрет на расторжение лицензионных договоров иностранными партнерами. Авторы законопроекта хотят закрепить за российскими компаниями право продолжить производство с использованием иностранных патентов и программного обеспечения вне зависимости от решений держателя франшизы или материнской компании. Эксперты назвали поправки водоразделом в российском законотворчестве и отходом от «доктринальных основ ради спасения экономики».

Пересмотреть нормы Гражданского кодекса предложил глава думского комитета по госстроительству Павел Крашенинников, член «Единой России», пишут «Ведомости». Он внес в Думу внесены поправки, дополняющие первую часть Гражданского кодекса статьей 23. Новые нормы позволят бизнесу и другим лицам не исполнять обязательства, если это становится «окончательно невозможным» из-за введения «ограничительных мер» против России в «условиях недружественных действий иностранных государств».

Если для сборки телевизора или компьютера используются импортные компоненты, поставка которых в Россию полностью прекратилась из-за введенных санкций, то компания не может осуществить поставку товара, и ее обязательства перед ритейлерами прекращаются, пояснил Крашенинников.

Другой вариант реакции бизнеса на санкции — «заморозка» действующих обязательств. По словам Крашенинникова, это может произойти, если необходимые детали для производства придут, но с опозданием. Он также отметил, что одна из сторон вправе отказаться от договора, если другой его участник не исполнил свое обязательство из-за «ограничительных мер». В пояснительной записке к законопроекту говорится, что многие российские компании сейчас вынуждены «по объективным причинам приостановить исполнение ранее заключенных договоров», а иностранные поставщики отказывают в поставке подпадающего под санкции товара.

Формулировка «недружественные действия иностранных государств» позволяет охватить ситуации, когда санкции влияют на договор не напрямую, а через цепочку связей, сказала «Ведомостям» Анастасия Тараданкина, партнер коллегии адвокатов «Делькредере». Таким образом, компании будут законодательно защищены даже в тех ситуациях, которые не подпадают под классические случаи невозможности исполнения обязательств и форс-мажора.

Отдельная норма законопроекта запрещает расторжение лицензионных договоров и их пролонгацию на срок «недружественных действий», если российская компания-лицензиар не захочет их расторгнуть, пишут «Ведомости». Таким образом, все действующие франчайзи, например McDonald’s, останутся в России с правом использовать иностранные бренды, если будут осуществлять франчайзинговые платежи, указывает Тараданкина. В поправки заложены нормы, позволяющие компаниям, которые работали по лицензии, претендовать на патенты, полезные модели, промышленные образцы, программный код и рецептуру продуктов, считает Юрий Федюкин, управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions.

Поправки Крашенинникова оставляют открытым вопрос о том будут ли новые нормы применимы к договорам, заключенным до начала украинского кризиса. По словам Вадима Перевалова, члена комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России, нормы законопроекта применимы к правоотношениям, возникшим только после 24 февраля 2022 года. Он считает, что содержащиеся в законопроекте формулировки «не позволяют сделать вывод о том, что предложенные ограничения будут применяться к таким старым договорам» и указывает на то, что основная часть договоров, выполнение которых под вопросом, была заключена до начала кризиса.

Водоразделом в российском законотворчестве назвал поправки Крашенинникова политолог Павел Склянчук. Он отметил, что долгие годы нормы гражданского права считались незыблемыми, но «нестандартная ситуация требует отойти от доктринальных основ даже депутатов-цивилистов ради спасения экономики».

Авторы:
Алиса Рейн
Поделиться
Мы в соцсетях
Еженедельные рассылки ADPASS

Читайте также:

IT Кризис Льготы

«Газпром-Медиа-льготы»

Льготы российским IT-компаниям, принятые в начале 2021 года и значительно расширенные правительством в 2022 году, не дают покоя многим. На фоне последствий, вызванных военными действиями в Украине, банки, онлайн-кинотеатры и даже блогеры обнаружили у себя на столах компьютеры и немедленно обратились за льготами. Место в льготной очереди пробует занять и “Газпром-Медиа”.
Маркетинговые агентства не надеются получить новых клиентов и заказы в условиях глобального снижения уровня жизни. Количество компаний, считающих, что сейчас заказы получить сложнее или гораздо сложнее, выросло почти в 1,5 раз с прошлого года.
TikTok Госрегулирование Штраф

TikTok подглядывал за британскими детьми

Социальной сети TikTok грозит штраф в размере 27 млн фунтов стерлингов ($29 млн) в связи с обвинением в несогласованной обработке персональных данных детей до 13 лет. Высокий суд Великобритании дал ход иску, поданному к компании Управлением комиссара по информации Великобритании (ICO) еще в 2020 году.
Бизнес Кризис Импортозамещение

Coca-Cola продолжает обезьянничать

Уход Coca-Cola из России начинает напоминать долгие проводы McDonald’s. Или продолжительную пиар-кампанию по раскрутке нового бренда. Выглядевшая достоверно информация о правопреемнике колы — Funky Monkey — оказалась несоответствующей действительности. Пока любители напитка ждут новых названий, стали известны подробности продажи российского бизнеса McDonald’s. За компанию не боролся только ленивый: в числе ее потенциальных покупателей был даже сын бывшего президента Армении и находящийся под арестом российский бизнесмен. И это не все новости импортозаместительного дайджеста ADPASS.