Предложения показывать на цифровых конструкциях в наружной рекламе социальные новости и увеличить квоту на соцрекламу во всех медиа с 5% до 10% не нашли однозначной поддержки у президента Владимира Путина. С этими инициативами сегодня на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) обратился к президенту глава холдинга Maer Константин Майор. По его словам, необходимость скорректировать рекламное законодательство вызвана тем, что сейчас «особенно важно всеми доступными средствами транслировать наши традиционные нравственные и культурные ценности, национальные успехи и достижения».
Договорные обязательства предлагают сделать необязательными
В Думу внесены поправки в Гражданский кодекс, позволяющие российским компаниям не исполнять обязательства по договорам, если это невозможно из-за санкций. Законопроект, в частности, предусматривает запрет на расторжение лицензионных договоров иностранными партнерами. Авторы законопроекта хотят закрепить за российскими компаниями право продолжить производство с использованием иностранных патентов и программного обеспечения вне зависимости от решений держателя франшизы или материнской компании. Эксперты назвали поправки водоразделом в российском законотворчестве и отходом от «доктринальных основ ради спасения экономики».
Пересмотреть нормы Гражданского кодекса предложил глава думского комитета по госстроительству Павел Крашенинников, член «Единой России», пишут «Ведомости». Он внес в Думу внесены поправки, дополняющие первую часть Гражданского кодекса статьей 23. Новые нормы позволят бизнесу и другим лицам не исполнять обязательства, если это становится «окончательно невозможным» из-за введения «ограничительных мер» против России в «условиях недружественных действий иностранных государств».
Если для сборки телевизора или компьютера используются импортные компоненты, поставка которых в Россию полностью прекратилась из-за введенных санкций, то компания не может осуществить поставку товара, и ее обязательства перед ритейлерами прекращаются, пояснил Крашенинников.
Другой вариант реакции бизнеса на санкции — «заморозка» действующих обязательств. По словам Крашенинникова, это может произойти, если необходимые детали для производства придут, но с опозданием. Он также отметил, что одна из сторон вправе отказаться от договора, если другой его участник не исполнил свое обязательство из-за «ограничительных мер». В пояснительной записке к законопроекту говорится, что многие российские компании сейчас вынуждены «по объективным причинам приостановить исполнение ранее заключенных договоров», а иностранные поставщики отказывают в поставке подпадающего под санкции товара.
Формулировка «недружественные действия иностранных государств» позволяет охватить ситуации, когда санкции влияют на договор не напрямую, а через цепочку связей, сказала «Ведомостям» Анастасия Тараданкина, партнер коллегии адвокатов «Делькредере». Таким образом, компании будут законодательно защищены даже в тех ситуациях, которые не подпадают под классические случаи невозможности исполнения обязательств и форс-мажора.
Отдельная норма законопроекта запрещает расторжение лицензионных договоров и их пролонгацию на срок «недружественных действий», если российская компания-лицензиар не захочет их расторгнуть, пишут «Ведомости». Таким образом, все действующие франчайзи, например McDonald’s, останутся в России с правом использовать иностранные бренды, если будут осуществлять франчайзинговые платежи, указывает Тараданкина. В поправки заложены нормы, позволяющие компаниям, которые работали по лицензии, претендовать на патенты, полезные модели, промышленные образцы, программный код и рецептуру продуктов, считает Юрий Федюкин, управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions.
Поправки Крашенинникова оставляют открытым вопрос о том будут ли новые нормы применимы к договорам, заключенным до начала украинского кризиса. По словам Вадима Перевалова, члена комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России, нормы законопроекта применимы к правоотношениям, возникшим только после 24 февраля 2022 года. Он считает, что содержащиеся в законопроекте формулировки «не позволяют сделать вывод о том, что предложенные ограничения будут применяться к таким старым договорам» и указывает на то, что основная часть договоров, выполнение которых под вопросом, была заключена до начала кризиса.
Водоразделом в российском законотворчестве назвал поправки Крашенинникова политолог Павел Склянчук. Он отметил, что долгие годы нормы гражданского права считались незыблемыми, но «нестандартная ситуация требует отойти от доктринальных основ даже депутатов-цивилистов ради спасения экономики».
Лучшее в блогах
Вам понравится
Проект «закона о маркетплейсах», поступивший в Госдуму в начале апреля и предполагающий жесткое регулирование интернет-агрегаторов, был встречен главными игроками рынка в штыки. Сначала им не понравилось, что законопроект разрабатывался без их участия. Теперь, ознакомившись с текстом документа, e-com собрал свои замечания и изложил их в письмах, направленных главам Госдумы и Совета федерации от имени отраслевых ассоциаций. Большинство предложенных норм категорически не устраивает бизнесменов. Например, они выступают против ограничения комиссии маркетплейсов и запрета взимания с покупателей платы за возврат товар. Если учесть все e-com-пожелания, то закон можно и не принимать.
Американские кинопроизводители лоббируют закон об экспресс-блокировке пиратских интернет-ресурсов. Для подавления подозрительных серверов им не нужно будет вести бесконечные тяжбы, достаточно решения судьи. Обойдется и без произвола правообладателей, которые 10 лет назад хотели протащить закон, обязывающий IT-компании блокировать контент по первому требованию его владельцев. Упрощенная судебная практика применяется более чем в 40 странах мира, включая Россию. Но ее эффективность невысока из-за пиратских «зеркал».
Вслед за Союзом операторов наружной рекламы (СОНР) законопроект о продлении договоров с операторами наружной рекламы на десять лет поддержали в «Деловой России», которая объединяет частные несырьевые компании. Об этом стало известно в ходе заседания комитета по наружной рекламе общественной организации. Представители СОНР продолжали беспокоиться, что контракты продлят не всем компаниям, а только тем, у которых они истекают в 2024 году. Но присутствовавшие на заседании соавторы законопроекта успокаивали собравшихся, что пролонгация распространяется на всех операторов без исключения.
ПОДПИСКА
ВАШ ЗАПРОС ДОСТАВЛЕН
О блогах ADPASS: правила, рекомендации, ответы на вопросы