14.03.2024, 12:15

Наружке одобрили пролонгацию: правительство поддержало законопроект при условии его доработки

На сайте Госдумы опубликован отзыв правительства на законопроект депутата Максима Топилина о продлении договоров в наружной рекламе на десять лет. Ведомство поддержало поправки с условием доработки ко второму чтению. По мнению правительства, нужно уточнить сроки продления договоров — в разных регионах контракты с операторами заключают и на меньшие сроки. Требует дополнительной проработки и норма об индексации платежей по договорам на размер инфляции. Кроме того, правительство не согласно продлять договоры операторам-должникам. Топилинский законопроект поддержал и автор конкурирующих поправок о 35-процентном ограничении доли для одного игрока в наружке депутат Валерий Гартунг — тоже при условии доработки ко второму чтению.

Комментарии правительства

Замечания правительства можно разделить на три группы. Первая связана со сроками пролонгации. В правительстве обратили внимание, что продление на десять лет всех существующих договоров «требует дополнительного обоснования и проработки». Дело в том, что в различных субъектах Российской Федерации договоры с операторами наружной рекламы могут заключаться на меньшие сроки.

Вторая группа вопросов касается финансовых аспектов. Правительство пишет, что норма о ежегодной индексации размера платежей на установку и эксплуатацию рекламных конструкций также требует дополнительной проработки. Ведомство смущает, что платежи по таким договорам даже с учетом прописанной в законопроекте ежегодной индексации на размер уровня инфляции могут «быть существенно ниже их рыночных значений». Авторы отзыва обратили внимание законодателей, что «в ряде случаев начальная цена по таким договорам при проведении торгов увеличивается в десятки раз».

Правительство не согласно и с тем, чтобы продлять договоры должникам: «Данный подход (право на обращение за продлением независимо от наличия или отсутствия у лица задолженности по договору) противоречит предусмотренному основами гражданского законодательства принципу добросовестного исполнения обязательств … поощряя неисполнение своих обязательств лицами, принявшими их на основании конкурса». В правительстве считают, что условием реализации права на продление договора должно быть отсутствие задолженности.

Третья группа вопросов касается увеличения квоты на размещение социальной и общественно-значимой рекламы с 5% до 10%. Правительство пишет, что депутаты использовали терминологию, которая отсутствует в действующем законодательстве, — понятие рекламы, представляющей особую общественную значимость. При этом ведомство согласно, что важно закрепить повышенный объем социальной рекламы в наружке.

Замечания комитета по защите конкуренции

Отзыв на законопроект подготовил и думский комитет по защите конкуренции. Его председатель Валерий Гартунг в конце февраля внес собственные поправки, посвященные регулированию рынка наружной рекламы. В них речь идет о том, чтоб ограничить 35% рыночную долю одного игрока «на территории муниципального района, муниципального округа или городского округа», а также в городах федерального значения.

Несмотря на ряд вопросов к топилинскому тексту, комитет по защите конкуренции счел возможным рекомендовать Госдуме принять поправки в первом чтении с учетом изложенных замечаний, сказано в отзыве за подписью Валерия Гартунга.

Законопроект может быть поддержан при условии доработки положений, ведущих к монополизации, недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также к дополнительной нагрузке на региональные бюджеты, сказано в отзыве комитета. При этом депутаты считают, что продлевать нужно лишь договоры, срок действия которых истекает в 2024 году и только в том случае, если по ним нет задолженности.

Как и правительство, комитет о защите конкуренции обратил внимание на то, что в законодательстве сегодня отсутствует термин «реклама, представляющая особую общественную значимость». В тексте поправок он не раскрыт, что «на практике может привести к правовой неопределенности».

Что сказано в законопроекте о пролонгации

Законопроект №559479-8 о продлении договоров в наружке внесли в Думу в пятницу 23 февраля. Поправки подготовила группа во главе с председателем комитета по экономполитике Максимом Топилиным. Среди подписантов депутаты из трех партий («Единая Россия», ЛДПР и «Справедливая Россия»). Авторы предложили разрешить продление действующих договоров в наружной рекламе. До конца декабря 2024 года лица, у которых заключен договор на установку и эксплуатацию конструкции, будут вправе подать в органы госвласти и местного самоуправления заявление об увеличении срока действия договора до десяти лет. Продлить контракт можно будет для рекламоносителей, установленных на земельных участках или зданиях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Владельцы конструкций, подавшие заявление, обязуются увеличить квоту на размещение социальной и общественно-значимой рекламы с нынешних 5% до 10% от годового объема рекламы. Также в законопроекте сказано о ежегодной индексации платежей на уровне инфляции, чтобы нивелировать упущенные доходы бюджетов. Авторы предложили продлить договоры всем компаниям, в том числе тем, у которых есть долги перед бюджетом: пролонгация возможна «независимо от наличия или отсутствия задолженности по такому договору» и «не требует уплаты государственной пошлины за выдачу разрешения», написано в законопроекте.

Внеконкурсное продление договоров позиционируется как временная мера поддержки. Два года назад Дума уже приняла аналогичный законопроект, который наделил операторов правом до 1 марта 2023 года подать заявление и продлить свои договоры на год. Как тогда, так и сейчас основные изменения вносят в 21-ю статью закона №46 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (принят в марте 2022-го в рамках комплекса мер по поддержке российской экономики). При этом депутаты не говорят об отмене действующей нормы закона «О рекламе» (ст. 19): с 2008 года договоры на установку и эксплуатацию конструкций власти могут заключать только на торгах.

Авторы:
Тимур Бордюг
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

MAER
23.04.2024
Редакция ADPASS
22.04.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?