Единственным игроком второго эшелона, удержавшим свою позицию в рейтинге, стала группа Twiga — она по-прежнему занимает 11-ю строку с биллингом 3,33 млрд рублей (+30,8%).
Улучшить позиции удалось лишь одному игроку. Альянс экс-британского холдинга Group4Media, создавшего объединение с крупным игроком рынка контекстной рекламы российской компанией MGCom, поднялся на одну строку. По итогам 2022 года альянс поменял шестую строку на седьмую: совокупный биллинг обеих компаний упал на 39,7% — с 26 млрд до 14,2 млрд рублей. В 2023 году к альянсу Group4Media и MGCom присоединилась E-Promo Group, и объединение вернуло себе шестое место в рейтинге, увеличив биллинг на 119,7%, до 31,24 млрд рублей.
Остальные рекламные группы уступили конкурентам по 1-3 позиции. Так, Media Direction Group опустилась с пятого на седьмое место, а ее биллинг упал на 12%, до 17,35 млрд рублей. NMi Group хотя и увеличила показатели на 3,6%, до 17,11 млрд рублей, но потеряла две строки — вместо шестого она теперь занимает восьмое место. SA Media Group рост биллинга на 20,3%, до 11,13 млрд рублей не помог сохранить восьмое место: по итогам 2023 года группа заняла девятую строку. Биллинг IConText Group упал на 21,8%, до 4,87 млрд рублей, а группа теперь занимает десятое место вместо девятого. Самое значительное падение продемонстрировала D Innovate Group (экс-Deltaplan Group): ее биллинг снизился на 48,4%, до 2,27 млрд рублей, при этом группа опустилась с десятого на 13-е место.
Объем рекламного рынка в 2023 году
По итогам 2023 года комиссия экспертов АКАР объявила, что рекламный рынок в 2023 году вырос на 30%, до 731 млрд рублей без НДС. Самыми быстрорастущими стали сегменты рекламы вне дома (OOH, out of home) — 67,1 млрд рублей (+41%), и интернет-сервисов — 386,6 млрд рублей (+37%). Третье место по темпам роста у аудиорекламы — 20,2 млрд рублей (+32%), четвертое — у видеосегмента с 231,5 млрд рублей (+20%), на последнем — издательский бизнес с 25,4 млрд рублей (+10%).
С этого года АКАР перешла на классификацию по типам контента: теперь ассоциация оценивает рекламные доходы в сегментах видео (ТВ и интернет-видео), аудио (радио и интернет-аудио), издательский бизнес (печатная пресса и интернет-ресурсы издателей), реклама вне дома (собственно наружная реклама, включая классические и цифровые рекламоносители, транзитная и indoor-реклама) и интернет-сервисы. До этого с начала 2000-х ассоциация делила рынок по средствам распространения рекламы на пять медиа (ТВ, радио, пресса, реклама вне дома и интернет).
Первое место в рейтинге агентств вернула себе компания Mera (экс-Carat, входит в «Оккам»). До этого она несколько лет подряд удерживала первую строку, но в 2022-м уступила ее агентству OMD Optimum Media и опустилась на второе место. Биллинг Mera в 2023 году составил 41,67 млрд рублей (+43,5%). Лидировавшее в рейтинге за 2022 год OMD Optimum Media в этот раз опустилось на четвертую позицию с биллингом 31,71 млрд рублей (+7,1%).
Улучшить свои показатели удалось и другим агентствам. Компания Media Instinct поднялась с третьего на второе место с 40,54 млрд рублей (+44,1%). «Сбермаркетинг» существенно нарастил биллинг — на 61,6%, до 40 млрд рублей — и занял третью вместо четвертой строки. Замыкает первую пятерку новое агентство OOM (входит в «Оккам», образовано в результате слияния компаний People&Screens и iProspect) с биллингом 27,51 млрд рублей (+33,5%).
Три компании ухудшили свои позиции. SkyTecKnowlogy опустилось с пятой на шестую строку с 26,77 млрд рублей (+29,9%). Восьмую вместо седьмой строки заняло агентство United Partners (входит в OMD Optimum Media) с 19,42 млрд рублей (+10%). Компания Multitec (входит в NMi Group) с 16,76 млрд рублей (+1,7%) теперь находится на девятом вместо восьмого места.
Сохранить позиции в топ-10 удалось только одному агентству — RoRe Starteam (экс-Starcom, входит в «Родную речь») с биллингом 14,86 млрд рублей (+40%). Как и в предыдущем рейтинге, эта компания замыкает первую десятку.
Прорывом года можно назвать результаты трех компаний — двух входящих в группу MGCom и агентства «Игроник».
Агентство MGCom поднялось с 29 строки на 11-ю, нарастив биллинг более чем в четыре раза – с 3,09 млрд до 13,53 млрд рублей. Компания «Артикс», которая в прошлом рейтинге находилась на 31 строке, в этот раз заняла 18 место с ростом биллинга в 2,5 раза, до 7,44 млрд рублей (+147%). Столь существенный рост показателей может быть связан с тем, что, как сообщили составители рейтинга, в этом году они усовершенствовали методику оценки бюджетов в сегменте интернет-рекламы.
Агентство «Игроник» стало единственным новым игроком, неожиданно ворвавшимся в первую десятку в 2023 году. Оно расположилось на седьмом месте, втрое нарастив свой биллинг — до 20,58 млрд рублей (+179%). В предыдущем рейтинге «Игроник» был на 18-й позиции.