ФАС предлагает дополнить рекламу энергетических напитков информацией о вреде их чрезмерного употребления. Письмо с предложением службы направлено в Госдуму.. Представители индустрии призывают стимулировать разумное потребление энергетиков и «не демонизировать» сектор.
Депутат Горелкин снова вмешивается в алгоритмы
Уже в этом году власти могут ограничить использование рекомендательных алгоритмов и обязать платформы уведомлять пользователей об обработке персональных данных для создания рекомендаций. Соответствующие поправки в закон об информации депутат Антон Горелкин передал для утверждения в экспертный совет «Единой России». Вопросы регулирования работы рекомендательных систем обсуждаются не только в России, но также в США, ЕС, Китае. Китайский формат — самый жесткий. Насколько суровыми будут ограничения для российских платформ, пока неясно, но эксперты опасаются, что чрезмерное дополнительное регулирование приведет к потере потребительской ценности таких сервисов за счет усложнения и удорожания процесса разработки и поддержки систем.
Рекомендации off
Предложенные поправки предусматривают добавление статьи 107 в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» N 149-ФЗ. В частности, Горелкин предлагает ввести информирование пользователей об обработке их данных для использования рекомендательных алгоритмов, запретить использование алгоритмов для распространения запрещенного контента, а также обязать платформы публиковать контакты для направления «юридически значимых сообщений» от пользователей, передают «Ведомости», ознакомившиеся с пояснительной запиской к законопроекту. Горелкин рассчитывает, что законопроект будет принят в первом чтении до конца этой сессии.
Антон Горелкин — российский журналист, политик, депутат Думы от партии «Единая Россия». В 2016-м получил мандат Евгения Чойнзонова, директора Томского национального исследовательского медицинского центра Российской академии наук. Будучи депутатом Госдумы выступил соавтором 18 законодательных инициатив и поправок к проектам федеральных законов, в том числе законопроект, предполагающий ограничение доли иностранного владения в интернет-ресурсах, признанных значимыми в России, до 20%. Сразу после внесения законопроекта акции «Яндекса» обвалились на 20,3%. По некоторым данным, из-за того же законопроекта крупнейший российский онлайн-кинотеатр ivi отложил IPO на американской бирже NASDAQ.
По мнению автора законопроекта, непрозрачность схемы сбора данных в рекомендательных алгоритмах создает риски продвижения выгодной для владельцев сервисов или третьих лиц повестки и сокрытия «неудобного» контента. В результате вокруг пользователя формируется «информационный пузырь».
Александр Журавлев, председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения АЮР, пояснил, для чего нужны предложенные поправки. По словам Журавлева, это поможет пользователям понять, как работают сервисы и какие персональные данные используют. Кроме того, пользователь должен иметь возможность «защитить права», отказавшись от обработки данных, считает эксперт.
Меж двух огней
По словам Горелкина, на этапе разработки наиболее спорным был пункт, обязывающий платформы и сервисы обеспечить техническую возможность полного или частичного, по усмотрению компании, отказа от применения рекомендательных технологий. Однако сейчас трудно сказать, что именно российские законодатели подразумевают под отказом. В западных юрисдикциях это планируют реализовать на уровне создания «чистых» версий сервисов, не использующих персональные данные пользователей. Соответствующий пункт можно найти, например, в тексте предварительного политического соглашения по Закону о цифровых услугах (DSA) между Советом ЕС и Европарламентом, принятом 27 апреля.
В ЕС планируют обязать онлайн-платформы и поисковые системы с аудиторией более 45 млн активных пользователей в месяц внедрить системы рекомендации контента, не основанные на профилировании.
Схожий подход предлагают и американские законодатели. Предложенный в прошлом году законопроект S. 2763 требует от крупных технологических гигантов, таких как Meta*, создать версии своих платформ, которые будут работать на прозрачном алгоритме, не использующем пользовательские данные. Хотя полностью запрещать «непрозрачные» рекомендательные алгоритмы в США не планируют, если закон будет принят, сервисы будут обязаны дать пользователям выбор и возможность отключения этих алгоритмов, поясняет TechCrunch.
Самого жесткого подхода к регулированию работы рекомендательных сервисов придерживается Китай. В конце прошлого года Управление кибербезопасности Китая (CAC) утвердило Правила управления рекомендательными алгоритмами в интернете. Помимо информирования пользователей и удаления незаконной информации, рекомендательные системы обязаны оптимизировать алгоритмы для продвижения позитивного контента, давать приоритет контенту, соответствующего «основным социалистическим ценностям» и распространять новости из нелицензированных новостных сайтов.
Карен Казарян, главный аналитик РАЭК, подчеркиват, что отрасль поддерживает общие положения законопроекта Горелкина: они уже были внесены РАЭК и Ассоциацией больших данных в белую книгу Кодекса этики больших данных. Вместе с тем эксперты выступают против полного отказа от рекомендательных систем. Кроме того, по мнению аналитиков РАЭК важно избежать чрезмерного дополнительного регулирования, поскольку с учетом уже действующих требований оно приведет к потере потребительской ценности таких сервисов за счет усложнения и удорожания процесса разработки и поддержки таких систем.
Кодекс этики использования данных был разработан Ассоциацией больших данных и Институтом развития интернета в 2019 году. Документ охватывает принципы сбора, хранения, обработки и использования данных, в том числе в коммерческих целях. В конце 2019-го Кодекс подписали крупнейшие российские компании: Сбербанк, «Яндекс», «МегаФон», МТС, «Газпром-медиа холдинг», Тинькофф-банк, oneFactor, Газпромбанк, Группа QIWI, Mail.ru Group, Группа ВТБ, «Вымпелком», «Ростелеком», а также Аналитический центр при правительстве РФ.
Алексей Бырдин, глава ассоциации «Интернет-видео», объединяющей крупнейшие российские онлайн-кинотеатры, выступил в поддержку повышения прозрачности при рекомендациях, но выразил сомнения в предложенной механике регулирования. Бырдин предостерегает от повышения административной нагрузки на бизнес и считает, что вопрос повышения прозрачности рекомендательных алгоритмов «может быть эффективно решен саморегулированием рынка».
По словам Горелкина, до внесения законопроекта в Госдуму «Единая Россия» проведет консультации с индустрией, чтобы «не навредить рекламному рынку» в и без того непростых условиях.
Законопроект, регламентирующий работу рекомендательных алгоритмов в соцсетях, новостных агрегаторах и аудиовизуальных сервисах планировали внести в Госдуму еще в октябре прошлого года. Тогда наряду с российскими игроками на рынке присутствовали все крупные иностранные сервисы: Google, Instagram**, Facebook**, Twitter, TikTok. Сейчас де-факто остался только Youtube. При этом, по словам Ярослава Шицле, маловероятно, что после принятия закона иностранные сервисы будут исполнять требования законодательства России. Оштрафовать Google тоже вряд ли получится — российская «дочка» компании намерена инициировать свое банкротство.
* Признана экстремистской организацией и запрещена в РФ
** Продукт компании Meta (запрещен в РФ)
Лучшее в блогах
Вам понравится
Очень часто в форме оплаты в интернете или в анкете банка можно найти графы, которые нужно заполнить, но которые абсолютно не относятся к предмету сделки или соглашения. Организации собирают персональные данные граждан «на всякий случай» и часто не могут обеспечить их сохранность. Роскомнадзор решил изменить практику излишнего сбора персональных данных и предложил создать стандарты их обработки, согласно которым организации смогут собирать только те данные, которые необходимы для решения конкретных задач. Мнения экспертов по поводу инициативы Роскомнадзора разделились. Юристам идея службы понравилась, так как концептуально совпадает с европейскими нормами. Бизнесмены же считают, что в случае принятия стандартов они затормозят рост компаний и развитие новых сервисов.
Роскомнадзор впервые с осени прошлого года опубликовал информацию о штрафах за нарушение закона о маркировке интернет-рекламы. Выяснилось, что ведомство все-таки штрафует участников рынка, правда, предписаний не так много и суммы по ним невелики. В январе-октябре 2024 года Роскомнадзор выписал 344 штрафа за нарушения маркировки интернет-рекламы на 21,3 млн рублей, рассказал представитель регулятора на конференции «Рекламное право`2024». Больше всего предписаний выдано за отсутствие маркировки — 202 постановления на 14,4 млн рублей.
Работники судебных и регуляторных органов всех стран как сговорились и единым фронтом пошли на технологических гигантов. Meta* должна ограничить использование персональных данных в рекламе. Google — допустить сторонние магазины в Google Play. TikTok — не навязывать рекламу, Amazon — ответить за злоупотребление монопольным положением.
ПОДПИСКА
ВАШ ЗАПРОС ДОСТАВЛЕН
О блогах ADPASS: правила, рекомендации, ответы на вопросы