Уже месяц, как в России действует запрет на размещение рекламы у иноагентов. Специалистов ограничения беспокоят. Но переживают они не из-за бюджетов — на площадки-иноагенты приходилось меньше 0,5% рекламного рынка. Директор по продукту рекламно-технологической компании UMG Владилен Ситников считает, что участникам рынка стоит опасаться штрафов от Роскомнадзора: объемная доля иноагентских площадок в трафике минимальна, но и единичное размещение — повод для разбирательства. Эксперт рассказал ADPASS о сложностях фильтрации площадок-иноагентов при использовании алгоритмических закупок интернет-рекламы (programmatic).
Госдума рекомендует не рекомендовать
В Госдуму в ближайшее время может быть внесен законопроект, регламентирующий работу рекомендательных алгоритмов в соцсетях, новостных агрегаторах и аудиовизуальных сервисах, сообщает «Коммерсант». Авторы законопроекта говорят о повышении прозрачности рекомендательных сервисов. Пользователям предоставят возможность отключать алгоритмы, влияющие на формирование персонализированной новостной ленты.
Подготовка законопроекта началась весной этого года, документом занимался комитет по информационной политике под руководством Александра Хинштейна, который в новой Думе сохранил за собой этот пост. Депутат Антон Горелкин, член комитета по экономполитике, подтвердил «Коммерсанту», что законопроект дорабатывается. По его словам, в первую очередь новый закон предполагает регулирование рекомендательных сервисов социальных сетей.
База для законопроекта уже подготовлена, заявил еще в феврале на круглом столе в Совете федерации депутат Горелкин, сообщал ТАСС. По его словам, на тот момент шло концептуальное обсуждение возможных норм и мер для регулирования рекомендательных систем.
Алгоритмы для рекомендации контента, товаров и услуг использует большинство российских и зарубежных интернет-сервисов, в том числе соцсети Facebook, Instagram, «ВКонтакте», видеосервисы YouTube, «Кинопоиск», аудиосервис «Яндекс.Музыка» и другие.
Что это значит
Для государства: авторы законопроекта пишут о снижении вероятности социальных конфликтов и рассчитывают, что социальные сети начнут делиться доступом к алгоритмам формирования новостной ленты каждого пользователя. Александр Журавлев, председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России назвал регулирование рекомендательных систем общемировой тенденцией и отметил, что такие алгоритмы влияют на формирование общественного мнения.
Для пользователей: человек сможет получать информацию о правилах использования рекомендаций и о том, какие сведения собирается система и об источниках этих данных. Подразумевается, что данные должны быть защищены.
Для интернет-площадок: станет обязательным предупреждать пользователей, что рекомендательный сервис работает на основе анализа пользовательских данных. Также площадки должны будут в обязательном порядке предоставлять возможность отказа от использования рекомендательных алгоритмов, следует из рабочего версии законопроекта, поступившей в распоряжение «Коммерсанта».
Для бизнеса: возможными последствиями для участников интернет-рынка, работающих с рекомендательными системами, станет замедление развития технологий, прокомментировал законопроект Михаил Ильичев, гендиректор аудиосервиса «Сбер.Звук». Внедрение законопроекта также может привести к финансовым потерям, поскольку пользователь будет видеть меньше интересных для него товаров и услуг, сообщил «Коммерсант» со ссылкой не неназванного руководителя одного из видеосервисов.
Механизмом повышения качества услуг называет рекомендательные сервисы Ирина Левова, директор по стратегическим проектам Института исследований интернета. По ее мнению, устанавливать дополнительные требования со стороны государства к таким системам нет необходимости, так как они не способны значительно влиять на права, свободы и благополучие людей, а также не содержит риска для жизни, здоровья, имущества.
При этом ситуация с Facebook показывает, что тенденция контроля алгоритмов со стороны государства носит глобальный характер. В начале октября бывший продакт-менеджер Facebook Фрэнсис Хоган обнародовала внутренние документы соцсети, один из которых показывал, что «умная лента» Facebook способствует разжиганию ненависти. Она рассказала, что зачастую «лента» рекомендовала пользователям негативно окрашенный контент. После этого заявления Facebook объявил, что готов открыть властям принципы работы своих рекомендательных алгоритмов, сообщил американский еженедельник Time.
Автор: Диана Добродий
Лучшее в блогах
Вам понравится
Минтруда и Росмолодежь поборются с телефонными и интернет-мошенниками. Начнут со съемок просветительских роликов, адресованных их любимым жертвам – пожилым и несовершеннолетним гражданам. Необходимость производства этого контента вызвана ростом киберпреступлений. Эксперты такой метод борьбы с цифровым криминалом считают эффективным и советуют авторам сосредоточиться на деталях: паролях, двухфакторной авторизации и прочем интернет-ликбезе.
После успешных дебютных торгов на прошлой неделе акции принадлежащей экс-президенту США Дональду Трампу медиакомпании Trump Media & Technology Group (TMTG) резко потеряли в цене. Ее капитализация сократилась почти на миллиард долларов – с $7,85 млрд до $6,99 млрд. Ценные бумаги обвалились после публикации финансовых результатов за 2023 год: чистые убытки TMTG, главным активом которой является социальная сеть Truth Social, составили $58,2 млн. Кроме того, стало известно, что медиакомпания подала в суд на двух сооснователей TMTG, обвинив их в плохом руководстве.
24 апреля 2024 года в Москве уже во второй раз состоится Brand Analytics Forum 2024 — форум по аналитике социальных медиа, организованный специально для представителей российских государственных структур, ведомств и министерств. Мероприятие вновь станет площадкой для обмена опытом и лучшими практиками в использовании мониторинга и анализа социальных медиа для решения задач государства.
ПОДПИСКА
ВАШ ЗАПРОС ДОСТАВЛЕН
О блогах ADPASS: правила, рекомендации, ответы на вопросы