01.03.2024, 13:15

Google засыпают медиа-исками: европейские медиакомпании хотят засудить корпорацию на €2,1 млрд

32 медиакомпании из 17 европейских стран, в том числе один из крупнейших европейских медиаконцернов Axel Springer, подали в окружной суд Амстердама иск против компании Google, входящей в холдинг Alphabet. Истцы заявляют, что практики Google на рынке цифровой рекламы нанесли им ущерб и требуют компенсации в размере €2,1 млрд. В России тысяча кредиторов, в том числе РБК, «Российская газета», «Коммерсантъ» и «Шкулев медиа», требует у признанного банкротом ООО «Гугл» свыше 20 млрд рублей (более $222 млн).

Photo by Jonny Gios on Unsplash

Амстердамский антимонопольный суд – самый справедливый в мире

Интересы истцов представляют юридические фирмы Geradin Partners и Stek. Партнер нидерландской Stek Ян Барт ван де Хель заявил в связи с подачей иска: «Многочисленным издателям был нанесен ущерб в результате противоправных действий Google. Важно не только принять меры, не только добиться того, чтобы ущерб, нанесенный издателям, был полностью компенсирован, но также удостовериться, что нарушающее конкуренцию поведение Google будет предотвращено в будущем».

Партнер-основатель Geradin Partners Дамьен Жераден призывает: «Пришло время призвать Google к ответу за злоупотребления и компенсировать ущерб, нанесенный жертвам, многообразному и жизненно важному медиасектору Европы».

Юристы утверждают, что если бы не доминирующая позиция Google, их клиенты получали бы гораздо большие доходы от рекламы и меньше платили за использование технологий для ее распространения. Недополученные средства можно было бы реинвестировать в европейские СМИ.

Подачу единого иска в Нидерландах юристы объясняют высокой репутацией судебных органов этой страны в делах о нарушении антимонопольного законодательства, а также нежеланием распылять претензии по судам разных стран. Возможно, еще и потому, что в Амстердаме находится один из трех офисов Geradin Partners и единственный офис Stek.

Как медиакомпании борются с монополией Google

Европейские антимонопольные и судебные органы уже не первый год проверяют жалобы на рекламный онлайн-бизнес Google, поданные медиакомпаниями. В 2019-м американская News Corp., французская газеты Le Figaro и бельгийская медиагруппа Rossel La Voix пожаловались французскому антимонопольному регулятору Autorite de la Concurrence, заявив, что Google пользуется доминирующим положением на рынке цифровой рекламы, оказывая предпочтение своим технологиям цифровой рекламы в ущерб конкурентам. Два года французские чиновники разбирались, как же устроен рынок цифровой рекламы (это было первое дело подобного рода) и, наконец, в 2021-м заключили с Google мировое соглашение: компания платит €220 млн штрафа и обещает улучшить взаимодействие рекламного сервиса Google Ad Manager с третьими сторонами.

В 2020 году Управление по защите конкуренции и рынкам Великобритании (CMA) опубликовало доклад, в котором сообщалось о серьезных проблемах на рынке цифровой рекламы. CMA заподозрило Google в потенциальном конфликте интересов, так как компания одновременно выступает в качестве продавца рекламы, покупателя рекламы и посредника. В 2022-м CMA открыло расследование против Google, которое до сих пор продолжается.

Европейские антимонопольные органы в свое время проверяли как работает поиск товаров через Google, как устроены мобильные приложения компании, как она заключает рекламные контракты. Общая сумма штрафов превысила €8 млрд.

В ноябре 2022-го и в марте 2023 года британские издатели возбудили коллективные иски против Google. В первом случае они утверждали, что за счет монопольного положения Google на рынке их собственные доходы от цифровой рекламы снизились на 40%, и требовали компенсировать нанесенный ущерб, оценив его в £13,6 млрд. Второй иск аналогичного содержания был подан на более скромную сумму – £3,4 млрд.

В июне 2023 года Еврокомиссия направила Google уведомление о претензиях, обвинив компанию в нарушении антимонопольного законодательства Евросоюза путем злоупотребления доминирующим положением на рынке. В ноябре Еврокомиссия сообщила, что, по ее предварительному заключению, Google нарушила законы ЕС о конкуренции на рынке цифровой рекламы. В декабре Google выступила против возможного требования Еврокомиссии о продаже части рекламного бизнеса.

Российские медиакомпании против Google

В 2023 году Арбитражный суд Москвы признал банкротом российскую дочку Google – ООО «Гугл». Среди кредиторов, подавших иски к ООО «Гугл», есть и компании медиаотрасли – ФГБУ «Редакция «Российской газеты», АО «Медиаскоп», АО «Росбизнесконсалтинг», АО «Коммерсантъ», ООО «Шкулев медиа», АНО «ТВ-новости». Самые крупные требования предъявило «Шкулев медиа» – 31,2 млн рублей. Большинство исков были связаны с неоказанием рекламных услуг.

Задолженность российского подразделения Google перед местными кредиторами на начало 2024 года составила более 20,322 млрд рублей (свыше $222 млн по курсу на 01.03.2024), свидетельствуют данные последнего собрания кредиторов. В январе количество кредиторов Google в России перевалило за тысячу.

Google не признает себя виновным

Юридический директор Google Оливер Бетелл заявил, что «Google конструктивно сотрудничает с издателями по всей Европе», назвал новый иск «конъюнктурным и спекулятивным» и пообещал, что компания будет бороться против обвинений «энергично и с помощью фактов».

Авторы:
Алексей Скворцов
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Agenda Media Group
04.04.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?