Один из способов оценить эффективность инфлюенс-маркетинга — проанализировать его влияния на потребителей крупнейших мировых брендов. Чтобы определить значимость этого фактора, платформа по работе с инфлюенсерами CreatorIQ изучила данные по вовлеченности, показам и EMV (Earned Media Value — заработанная медиаценность — метрика, оценивающая стоимость упоминаний бренда, за которые он не платит) первых ста компаний из списка Fortune 500. Из ста были выделены 39 брендов, продвигающих себя в соцмедиа наиболее активно. Чтобы выявить победителя, аналитики Creators IQ изучили метрики этих брендов в TikTok и Instagram* и сравнили эффективность самостоятельной работы компаний в соцсетях с активностью контент-мейкеров, которые публиковали материалы о них самостоятельно.
Блогеры вводят наценку за маркировку рекламы
После начала работы системы обязательной маркировки рекламы каждый пятый блогер поднял расценки на рекламные интеграции. Рост цен составил от 10% до 30%. Рекламные ставки инфлюенсеров увеличились из-за необходимости учета рекламы, что требует от них создать юрлицо и регистрировать рекламные кампании. Свою роль также сыграли тренд на легализацию доходов блогеров, возникший после ряда громких уголовных дел, и отсутствие возможности напрямую размещаться в запрещенных иностранных соцсетях.
Около 20% блогеров, размещающих в своих соцсетях рекламные интеграции, подняли цены после вступления в силу закона о маркировке рекламы. Об этом «Коммерсанту» рассказал председатель комитета Influencer Marketing Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР) Антон Петухов. Рост цен подтвердили источники издания в маркетинговых и блогерских агентствах. По данным Kokoc Group, цена на рекламную интеграцию у блогеров с начала года поднялись на 10-20%. В Epicstars сообщили о росте на 10-30%, а в Idols Agency отметили увеличение расценок на 15-20%.
Гендиректор Kokoc Group Александр Шокуров связывает повышение цен с тем, что законопослушным блогерам приходится выполнять больше работы после вступления в силу требований об обязательной маркировке рекламы.
Правила о маркировке рекламы вступили в силу 1 сентября 2022 года. Согласно им, рекламораспространитель обязан указывать в рекламных материалах информацию о рекламодателе, а также отправлять в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) Роскомнадзора сведения о кампании, итогах ее проведения, договорах и актах. Данные в ЕРИР передаются через операторов рекламных данных (ОРД). Переданная информация становится доступной контролирующим органам, в том числе ФНС и ФАС. Маркироваться должны все размещенные в интернете креативы, в том числе реклама у блогеров.
Сейчас рекламораспространитель может понести наказание только за отсутствие пометки «реклама» в объявлении. Для передачи данных в Роскомнадзор был объявлен тестовый период до 1 марта 2023 года. Как сообщают участники рынка, в марте штрафов пока не было.
По мнению директора по digital-спецпроектам Media Instinct Group Дарьи Кутыревой, влияние затрат на маркировку увеличит стоимость услуг инфлюенсеров не более чем на 3-5%. Особенно это касается крупных блогеров, заметила эксперт. Операционный директор Perfluence Евгения Казакова сомневается, что необходимость маркировки рекламы повлияла на рост цен у блогеров. Сейчас ОРД не взимают плату за обработку и хранение данных, поясняет она. Но в будущем стоимость рекламных интеграций у инфлюенсеров может вырасти, полагает эксперт: «Судя по той информации, которая просочилась, речь идет о 20–25%».
Гендиректор Epicstars Денис Волков считает, что цены на услуги инфлюенсеров будут увеличиваться после фактического начала выставления штрафов. По его мнению, трудозатраты и расходы на маркировку возьмут на себя и сами блогеры, и агентства, увеличивая штат юристов и привлекая специалистов по работе с ОРД. Также эксперт спрогнозировал рост цен у тех, кто не хочет проводить рекламные кампании через систему маркировки. «Тогда в нее (цену) заложат штрафы», резюмировал Волков.
На рост цен также повлияли «возросшие расходы, связанные с уплатой налогов и трендом на легализацию доходов», считает гендиректор PR-development Алла Аксенова. Эксперт увязала возникший тренд с недавними уголовными делами об уклонении от уплаты налогов в отношении популярных блогеров.
В марте 2023 года обвинение в неуплате налогов на сумму 300 млн рублей было предъявлено крупному блогеру Валерии Чекалиной (Лерчек). Тридцатилетняя инфлюенсерша с аудиторией в 10,6 млн подписчиков зарабатывала на марафонах, курсах и собственном косметическом бренде Letique. Лерчек оказалась не единственной, кем заинтересовалась налоговая. В неуплате налогов на 120 млн рублей подозревают и блогера Александру Митрошину, автора популярного курса «Инсталогия». По информации Telegram-канала 112, в ближайшее время Федеральная налоговая служба проведет проверку деятельности нескольких десятков блогеров. В их число, по данным канала, вошли Дмитрий Портнягин, Елена Блиновская, Оксана Самойлова и другие мегаинфлюенсеры.
По мнению Шокурова, на рост цен также повлияло отсутствие возможности прямо размещать рекламу в Facebook* и Instagram*. «Блогеры остались единственным доступным инструментом paid social», — описал ситуацию эксперт.
* продукт компании Meta (признана экстремистской организацией и запрещена в РФ)
Лучшее в блогах
Вам понравится
Роскомнадзор впервые с осени прошлого года опубликовал информацию о штрафах за нарушение закона о маркировке интернет-рекламы. Выяснилось, что ведомство все-таки штрафует участников рынка, правда, предписаний не так много и суммы по ним невелики. В январе-октябре 2024 года Роскомнадзор выписал 344 штрафа за нарушения маркировки интернет-рекламы на 21,3 млн рублей, рассказал представитель регулятора на конференции «Рекламное право`2024». Больше всего предписаний выдано за отсутствие маркировки — 202 постановления на 14,4 млн рублей.
ПОДПИСКА
ВАШ ЗАПРОС ДОСТАВЛЕН
О блогах ADPASS: правила, рекомендации, ответы на вопросы